Унылая годовщина
Совсем скоро исполнится ровно год с того момента, как наша страна стала членом Всемирной торговой организации. Много это или мало? Посмотрим на некоторые показатели для аналогичного периода всё того же Китая. Итак, Поднебесная присоединилась к ВТО в конце 2001 года, а уже в 2002-м Китай впервые стал крупнейшим мировым получателем прямых инвестиций. В том же году легальный чистый вывоз капитала из КНР уменьшился по сравнению с предыдущим годом с 9,7 до 2,5 млрд долларов.
Открыв двери мировым ТНК, Китай сохранил подход, гласящий: «Государство управляет рынком, рынок управляет предприятиями». Предоставляя зарубежным внешнеторговым и промышленным агентам свой внутренний рынок и дешёвую рабочую силу, КНР активно заимствовала технологии и разными способами заставляла иностранцев участвовать в собственной индустриализации. Со временем поток китайского экспорта, двери для которого открыла ВТО, нарастал. Велик он и сегодня.
А какие выгоды из вступления в мировой торговый союз извлекли мы? На эту тему сегодня высказываются многие. Вот лишь несколько оценок. «Вступление в ВТО пока принесло мало позитивных результатов, — констатируют аналитики инвестиционного банка «Уралсиб». — Вместе с тем Россия вынуждена расходовать больше средств на защиту неконкурентоспособных секторов своей экономики, и эти затраты превышают выгоду экспортёров, получивших доступ на международный рынок».
Лидер «Партии дела», президент Ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин отмечает: «На 30% упало производство молока, потому что возрос импорт пальмового масла. То есть мы покупаем в пакетах не молоко, а выжимку из древесины пальмы. И так по всем отраслям: свиноводство, текстильная промышленность, кожевенно-обувная, химическая отрасли и так далее. Везде наблюдается падение объёмов производства. Даже банкирам стало не так весело после вступления в ВТО, потому что начался невозврат кредитов, особенно в сельском хозяйстве; кроме того, стало меньше кредитоспособных заёмщиков».
Генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалёв свидетельствует: «Если оценить цифры непосредственно после присоединения к ВТО, то импорт вырос на треть, а сверхквотный — тот, который ввозится без ограничения объёмов, — вырос практически в два раза. Произошло очень резкое драматичное движение цен на основную продукцию свиноводства — живых товарных свиней. Падение составило порядка 25–30%».
Согласно данным участников партийного проекта «Единой России» «Народный контроль», обходивших супермаркеты с целью мониторинга стоимости продуктов питания, входящих в продовольственную корзину, цены на них не выросли, но изменилось соотношение товаров отечественных и иностранных производителей. В тех регионах, где преобладают федеральные торговые сети, доля российской продукции сократилась на 20%. Качество импортных продуктов при этом невысоко.
По поводу ценового дисбаланса в апреле нынешнего года достаточно резко высказался и премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Это, конечно, полное безобразие, антиэкономическое, потому что цены (закупочные) на продукцию животноводства из-за этих факторов снизились практически на треть, а в магазинах практически не изменились. Это значит, что экономические регуляторы не работают», — заявил глава правительства. Замруководителя ФАС Андрей Цыганов в свою очередь считает, что без дальнейшего изменения законодательства на эту ситуацию повлиять невозможно.
Законодательство, кстати сказать, это вообще отдельный вопрос. Согласно докладу Счётной палаты, обнародованному в апреле, целые пласты нормативно-правовых документов различного характера в части, касающейся ВТО, либо вообще отсутствуют, либо не подготовлены и не приведены в соответствующий вид.
Так, например, несмотря на восемнадцатилетние усилия по вступлению в ВТО и почти год пребывания в организации, до сих пор не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие наше членство в этой организации. В частности, неготовыми оказались документы по учреждению постоянного представительства РФ при ВТО. Не решён вопрос о финансировании юридического сопровождения участия России в работе органа по разрешению торговых споров ВТО. В большинстве регионов отсутствуют нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам адаптации их экономик к функционированию в условиях ВТО.