Drink to cope
Залить алкоголем стресс – вот самый «популярный» мотив употребления спиртного в России у мужчин, подчеркивает заведующий кафедрой педагогики, философии и права Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Святослав Плавинский.
В вине россияне чаще всего топят переживания из-за проблем на работе и физические проблемы – такие, например, как головная боль, отмечает он в исследовании «Изучение опасного и вредного потребления алкоголя в России: результаты, проблемы и перспективы». Работа была представлена на научной конференции «Профилактика вреда от употребления алкоголя – от индивидуального вмешательства к организационным мероприятиям», проведенной Лабораторией экономических исследований общественного сектора ЦФИ ВШЭ. Плавинский обобщил множество исследований, в том числе собственных, и клиническую практику.
Чем выше уровень депрессии, тем больше количество выпитого, указывает профессор Плавинский. Так, максимуму потребления соответствует тяжелая форма депрессии (рис. 1).
Рисунок 1. Алкоголь и депрессия
Источник: Презентация С. Плавинского
Эксперт провел сравнение между российским и финским вариантами потребления алкоголя. Ряд специалистов отмечают, что в Финляндии сейчас пьют значительно больше пива, чем крепкого спиртного (см. Процент смертности дружит с процентом алкоголя, рис. 6). В России же по-прежнему любят крепкий алкоголь. Это так называемая «северная модель потребления», в отличие от «южной», когда предпочтение отдается вину и пиву. Однако Плавинский подчеркнул еще одно существенное отличие. По словам эксперта, финны «пьют не от проблем на работе, а для того, чтобы ощутить радость».
Социология пьянства
По словам эксперта, пик потребления спиртного приходится у мужчин на 40-50 лет (рис. 2). У женщин – скорее, на 40 лет. На Западе же больше всего пьют студенты, которые наконец «вырвались из дома» и упиваются своей свободой.
Рисунок 2. Возраст и частота употребления алкоголя
Источник: Презентация С. Плавинского
Самая большая смертность в связи с пьянством в России, в частности, в 1990-е годы, наблюдалась среди людей с образованием ниже среднего, отметил Святослав Плавинский.
Эксперт сделал еще одно любопытное социологическое наблюдение: для людей, которые посещают поликлиники по полису добровольного медицинского страхования, характерно «самое низкое потребление». Зато оно ощутимо выше у людей с полисом ОМС. «Просто это разные социальные слои», – прокомментировал эксперт (подробнее о социологии пьянства см. «Процент смертности дружит с процентом алкоголя»).
Ударный уикенд
Потребление алкоголя обычно «подскакивает» в пятницу, субботу и воскресенье.
«Самый опасный день в этом смысле – суббота», – отметил Плавинский. Это алкогольная «кульминация», пик употребления (рис. 3). Он может доходить до 7 доз в день, то есть до 70 г. чистого спирта.
Рисунок 3. Распределение ударного потребления (более 7 доз), по дням недели
Источник: Презентация С. Плавинского
Уровень 7 доз уже расценивается специалистами как опасный, предполагающий, например, риск гипертензии, инсульта, цирроза печени и пр. Для женщин такой уровень чуть ниже – 5 доз в день.
В терминах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «стандартная доза алкоголя» составляет 10 г. чистого спирта. (По странам этот показатель варьируется в зависимости от местных привычек и расфасовки напитков. Так, в Великобритании аналогичная «единица алкогольного напитка» содержит 8 г этанола. В США «дозой алкоголя» называют 12 г. чистого спирта).
В России, добавил эксперт, «есть и те, кто пьет семь дней в неделю» (рис. 4). Тех, кто выпивает шесть дней в неделю, – значительно меньше. И среди мужчин, и среди женщин немало тех, кто потребляет алкоголь один-два раза в неделю, подчеркнул Плавинский.
Рисунок 4. Распределение потребления по дням недели
Источник: Презентация С. Плавинского
Важен сам факт запретов
Cвятослав Плавинский подчеркнул важность «понятия неприемлемости» в применении к алкоголю. Не столь принципиально, каковы ограничения его потребления. Важно, что они в принципе существуют, отметил он. Речь идет, например, о лимитах по времени продаж алкоголя (см. подробнее Ограничения продажи алкоголя не стимулируют самогоноварение). Когда ограничения существуют, «меняется отношение к потреблению алкоголя». Люди понимают, что много пить – «неправильно», пояснил эксперт. Нужна «денормализация» опасного и вредного потребления алкоголя», – сделал он вывод.
Свои рассуждения он пояснил с помощью логнормальной кривой Ледерманна, которая зависит только от среднего потребления алкоголя (рис. 5).
Рисунок 5. Однопараметрическая кривая среднего употребления алкоголя
Источник: Miller and Agnew (1974)
Если потребление алкоголя описывается однопараметрической кривой, то снижение среднего потребления будет приводить к сдвигу кривой влево (давление среды). Это будет приводить к уменьшению числа сильно пьющих, это будет снижать вред от потребления алкоголя, пояснил Святослав Плавинский. В итоге «это будет уменьшать вред от потребления алкоголя», – подчеркнул эксперт.
Пить чуть-чуть. Но и тут свои риски
В то же время «полного запрещения [на спиртное]у ВОЗ нет», подчеркнул Плавинский.
У медиков существует понятие «разумное потребление алкоголя», количественные показатели которого могут немного отличаться по странам. В Великобритании, например, норма разумного потребления для мужчин – 168 г. в неделю, для женщин – 112 г.
«Наименьшая смертность наблюдается при потреблении 6 г алкоголя в день, – добавил эксперт. – То есть [речь идет о том, чтобы]не совсем не пить, а пить чуть-чуть».
Однако, сделал оговорку докладчик, в любом случае люди должны понимать, что спиртное может плохо влиять на здоровье даже в отсутствие алкогольной зависимости. Возможны инфаркты, инсульты, гибель в ДТП и пр.
Руководство самопомощи
Врачу необходимо интервьюировать пациента и понять, зачем он употребляет психоактивное вещество, убежден Святослав Плавинский. Так проще помочь человеку избавиться от зависимости.
Кстати, выявить причины пристрастия к алкоголю в принципе могут не только наркологи, но и «непрофильные» врачи (от терапевтов до дерматологов), прошедшие дополнительное обучение и умеющие работать со специальными опросниками. «Самые пьющие ходят к дерматологам», – добавил эксперт. И это понятно: злоупотребление спиртным часто дает проявления на коже. Развиваются заболевания – микробная экзема, псориаз и пр.
Врач должен дать больному консультации (существуют их градации по количеству и содержанию в зависимости от степени пристрастия пациента к спиртному). Нужно пояснить связь между заболеванием и пьянством. Такая лечебная тактика – «краткосрочное вмешательство», по наблюдениям Плавинского, в итоге снижает потребление алкоголя.
Кстати, за образец можно взять и тактику, которая уже действует в отношении курильщиков. С 1 июня при любом контакте с пациентом врач обязан спросить, курит ли тот, и дать ему рекомендации (п.4 ст. 17 закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ).
Эксперт добавил, что пациенты нуждаются в руководствах по самопомощи, в которых есть ответы на элементарные вопросы: «Как бороться со скукой?», «Как найти друзей?» и пр.
«Врачи должны находить [для каждого пациента индивидуальные]причины для сокращения потребления алкоголя», – убежден профессор Плавинский. Среди таких причин эксперты называют увеличение продолжительности жизни, сохранение молодости и здоровья, экономию денег, возможность успехов на работе и улучшение отношений с людьми.