Управляемый разрыв самого большого облигационного пузыря в истории

Теоретически Фед может продолжать печатать деньги и покупать казначейские и ипотечные облигации, или даже совсем «мусорные» бумаги, с той же скоростью $85 миллиардов в месяц вплоть до победного конца. Но этот конец не понравится даже тем, кого сам Фед представляет. И сейчас эти люди высказываются публично.

«Вкладчики заплатили огромную цену в ходе восстановления» — так сформулировал это в четверг глава финансовой компании Wells Fargo Джон Стампф. Внезапное проявление участия, после примерно пятилетнего снижения Федом процентных ставок по сберегательным счетам и депозитам до уровня меньше инфляции — форма мягкой конфискации, принесшая большие выгоды Стампфу и его банку TBTF.

Процентные ставки выросли после намёка председателя Федрезерва Бена Бернанке в интервью CNBC о том, что постепенное сворачивание скупки облигаций — «хорошая вещь». «Мы должны вернуться к нормальной ситуации».

Неделей раньше высказался глава Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн: «В конечном счёте процентные ставки должны нормализоваться, — сказал он. — Ставки 2%, это не нормально».

Они не беспокоятся о вкладчиках — шут с ними. Их также не волнует инфляция. Они беспокоятся о системе, своей системе. Она может рухнуть, если пузырь облигаций будут раздувать и дальше, чтобы он непредсказуемо и бесконтрольно лопнул. Это несёт в себе угрозу их империям. Это был бы полный крах.

Директор по финансовой стабильности в Банке Англии Энди Холден выразил это так: «Мы преднамеренно надули самый большой пузырь правительственных облигаций в истории». Взрыв этого пузыря сейчас представляет риск, который он «остро» чувствует, и он считает «беспорядочное обратное движение» доходности большим риском для глобальной финансовой устойчивости» [а по-моему... Самый Большой Пузырь в Истории превратится в Бойню].

Предотвращение этого «беспорядочного обратного движения» доходности является задачей Феда, по мнению Стампфа, Холдена, Бланкфейна и других. Фед должен постепенно спускать воздух, чтобы вернуть уровни доходности к «нормальным». Так что по факту Фед пока не изменил свой курс. Он удерживает ставки по краткосрочным облигациям почти на нуле и продолжает покупать облигации. Но он начал говорить об изменении курса — и шипящий звук сдувающегося пузыря облигаций стал оглушительным.

Долгосрочные казначейские облигации вошли в штопор. У 10-летних бумаг была худшая неделя с июня 2009 года, дней финансового кризиса; доходность подскочила на 39 базисных пунктов (13 пунктов было только за пятницу), до 2,55%, с 1,66% на 2 мая. И почти удвоилась со смешных 1,3%  — кратковременной цифры прошлого августа.

Средняя 30-летняя ставка ипотечного кредитования выросла до 4,17% с 3,59% на начало мая. В ответ на это Индекс рефинансирования упал на 40%. Банки высосали из системы миллиарды комиссионных через пузырь рефинансирования, но эта игра закончена. А индекс покупок упал за неделю на 3%, что свидетельствует о том, что повышение ставок может начать оказывать влияние на покупки домов.

Затем было бегство от «мусорных облигаций» (высокорисковые ценные бумаги с высокой доходностью; прим. mixednews.ru). У них был феноменальный путь, с тех пор как Фед начал свою вакханалию печатания денег и покупки облигаций. Средняя доходность упала с 20% в период финансового кризиса до безумного исторического минимума 5,24% — безумного, потому что это мусор! При относительно высокой вероятности неплатежей пропадает номинальная сумма  облигации. Бегство началось 9 мая. Средняя доходность достигла в пятницу 6,7%. Инвесторы начали всматриваться в то, что они покупают, желая получить компенсацию за те риски, с которыми они вновь внезапно столкнулись. Бурный ажиотаж для доходности закончен. Радикальное преображение! Некоторые компании могут не найти покупателей для своих «мусорных» облигаций. И за этим последуют банкротства.

Чтобы сохранить систему, ставшую столь неработоспособной, Федрезерв собрался умерить обжорство доходности, несусветные спекуляции и слепое принятие рисков — детища его политики лёгких денег. Все эти рискованные финансовые операции не создают рабочих мест и не приводят в движение экономику, а только наполняют балансовые ведомости взрывчаткой. Своими туманными и непоследовательными словами Фед кольнул пузырь облигаций, но сейчас пытается заткнуть дыру и заглушить громкое шипение. Они не хотят, чтобы пузырь лопнул. Их стратегия: сеять замешательство и разногласия, чтобы инвесторы реагировали в обоих направлениях, производя сильные колебания вверх-вниз, а не только вниз.

Первой большой пушкой, открывшей огонь обнародования «плавного сворачивания»,  был президент Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Баллард, который в пятницу объявил о своём несогласии с решением Комитета по надзору за финансовым управлением «уполномочить председателя» публично обсуждать «более совершенный план» постепенного сокращения скупки облигаций и «приблизительные сроки». Эти слова были предваряющими. «Необходимо предпринимать стратегические шаги, чтобы достигать стратегических целей, а не календарных», сказал он.

Поскольку акции направлялись вниз, за три часа до того, что могло стать очень плохим пятничным закрытием после снижения в четверг, был отряжен Джон Хильзенрат. Его считают неофициальным выразителем мнения Федрезерва, и рынки ловят брошенные им кусочки. «Рынки, должно быть, неверно истолковали намерения Федрезерва», написал он в Wall Street Journal. Акции мгновенно сменили направление. Вступили в дискуссию другие. Какофония усилилась. И консенсус относительно возможности сворачивания скупки облигаций Федом растворился в горячем воздухе.

Таков план. Чтобы достичь своей цели — предотвратить, как назвал это Холден, «беспорядочного обратного движения» доходности, Федрезерв удвоил свои усилия по распространению разброда и неуверенности, с чередующимися периодами отчаяния и возврата к ложной надежде, чтобы растянуть этот процесс на годы и позволить крупным игрокам сменить позиции и сделать деньги на этом, или упасть и получить финансовую помощь, а всех других  оставить с носом. Вот как теперь заканчиваются пузыри.

Источник

перевод для MixedNews -