Заговор глупости. Тупой и ещё тупее

Тайная база беспилотников ЦРУ, мир непредсказуемых результатов и почему у Вашингтона отсутствует «кривая обучаемости»

Вы, конечно, можете сидеть, разинув от удивления рот, и думать о том, насколько бессмысленно повторяется американская внешняя и военная политика наших дней. Или можете воспользоваться всевозможными фантастическими аналитическими словесами для её объяснения. Или можете удовольствоваться несколькими простыми словами, известными всем американцам. Вроде – тупые. Глупые. Придурки. Тупоголовые. Или можете говорить о второй администрации подряд, которая хотела бы не оставить в отстающих ни одного ребёнка, но сама неспособна к обучению или к здравой оценке ситуации в мире.

А ещё вы можете просто удивляться, что же такое присутствует в вашингтонском водопроводе. На прошлой неделе всё же появилась история о безукоризненном штурме беспилотников, всего год или около того и прошло – и это не было утечкой из «белой книги», подтверждающей направленное Белым Домом убийство американского гражданина, это не были две секретных «правовых» памятки Департамента Юстиции по тому же вопросу, которые было позволено “рассмотреть” комитету Сената по разведке – но в такой секретности, что они даже не могли задать об этом вопросы Джону О. Бреннану, президентскому «царю» контр-терроризма и претенденту на пост главы ЦРУ во время слушаний по его назначению; и ничего не было сказано на слушаниях самим Бреннаном – человеком, контролирующим и “чёрный список”, и атаки беспилотников, президентом выбранные. И ещё более потрясающе то, что это должно было зацепить всех – и почти никто этого не заметил.

В прошлый вторник «Вашингтон Пост» опубликовала статью Грега Миллера и Карен Де Янг о репортерском открытии, которое газета наряду с другими выпусками новостей (включая и New York Times), вынуждена была по «информационному соглашению» конфисковать по требованию администрации Обамы. Более чем через год и только потому, что Times разместила историю в тот же самый день (скрытую в длинной статье-расследовании об ударах беспилотников) – Post в итоге сообщила о новости. Она была полу-похоронена в статье о приближавшихся тогда слушаниях Бреннана. До того момента редакторы выполняли свои патриотические обязанности, побуждаемые ЦРУ и Белым Домом, и утаили новости от общества. И не важно, что проект был настолько откровенно экстремистским, что они должны были почувствовать обязанность опубликовать её немедленно, с кричащими заголовками на первой полосе и большой редакционной статьей с требованием разъяснений.

С другой стороны, можно понять, почему администрация Обамы и ЦРУ предпочли, чтобы эта история не вышла на свет. Помимо прочего, там была отличная возможность выставить их в неприглядном виде и это было бы ещё более опасно потому, что основывалось на исторических данных, которые любой тупица или правительственный бюрократ или разведчик мог бы припомнить. Это проект Вашингтона такого рода, что в уме немедленно возникает слово «отдача» – и вводит в ступор. Такая история должна бы заставить американцев удивиться, зачем мы платим миллиарды долларов ЦРУ на разработку идей столь несостоятельных, что приходится размышлять, о чём же это думали два прошлых директора ЦРУ – Леон Панетта и Дэвид Петреус. (если кто-то из них вообще хоть о чем-то думал).

«Возбуждённые мусульмане» и «100-часовая война»

На случай, если вы не заметили, мне уже пришлось упомянуть какова была запрещённая статья, и учитывая то, как именно она исчезла из виду – бьюсь об заклад, вы этого не знаете. В статье Post заголовок был таков: «Номинация Бреннана демонстрирует критику прицельных убийств и тайной саудовской базы». Основная часть статьи явно касалась второй темы. (На самом деле не было никакой «критики» базы, поскольку о ней почти ничего не известно.) кроме того, эта часть была скрыта – она впервые затрагивается в десятом параграфе.

По данным Post около двух лет назад ЦРУ получило разрешение саудовского правительства построить одну из баз растущей империи дронов в отдалённом пустынном районе королевства. Целью было продолжать уже шедшую воздушную войну в соседнем Йемене против аль-Каиды на Аравийском полуострове.

Кажется первая миссия беспилотников стартовала 30 сентября 2011 года с убийства американского гражданина и сторонника аль-Каиды Анвара аль-Авлаки. С тех пор, очевидно, было проведено много смертоносных миссий, по большей части если не все – в Йемене, что как известно, порождает большеразгневанных йеменцев и новичков-террористов, чем их гибнет. Вот этого вы и ждали больше года от своей наблюдательной прессы (хотя для следящих за новостями – существование базы временами несомненно упоминалось в различных выпусках СМИ).

Ещё частичка информации: Бреннан, правая рука президента по контртерроризму, контролировавший Обамовскую программу убийств беспилотниками из кабинета в подвале Белого Дома (если речь идёт о символизме, то этого у Вашингтона не отнять) и чью кандидатуру Сенат явно одобрит в качестве нового директора ЦРУ, – сам был шефом площадки ЦРУ в Рияде. Post сообщает, что он работал в тесном контакте с саудовцами в целях «получения одобрения» по базе. Этим он заработал доверие. И заметим, что директора ЦРУ с такими тесными связями с президентом не было со времён Уильяма Кейси, возглавлявшего эту организацию при президенте Рональде Рейгане – а он-то получил весь комплекс с увеличением поддержки, финансирования и вооружения любых исламистов, попавших в поле зрения (чем более экстремистского толка, тем лучше) для борьбы с Советами в Афганистане в 1980-х.

Чалмерс Джонсон обычно упоминал ЦРУ, как «частную армию президента». Ныне, под руководством этого самого доверенного помощника президента, это поистине будет так.

Ладно, может, пора придать этой тайной базе беспилотников исторический контекст. (Считайте это моим вкладом в политику не-оставить-ни-одну-администрацию-позади). Действительно, афганская война Кейси могла быть и неплоха для начала. Помните, что я говорю не о нынешней афганской войне, всё ещё продолжающейся более 11 лет, а о давно забытой Первой Афганской войне. Это в той войне мы относились к мусульманам-экстремистам, которых вооружали, как “борцам за свободу” и наш президент говорил о них, как о «моральном эквиваленте наших отцов-основателей».

Та война была начата, чтобы расквасить нос Советам и подразумевалась как наказание за наше горькое поражение во Вьетнаме десятилетием ранее. И какой это был разбитый нос! Советский Генеральный Секретарь Михаил Горбачёв назвал неудачу Советов «кровоточащей раной», и через два года после её окончания не стало и Советского Союза. Я говорю о войне, которой спустя много лет бывший советник президента Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезински подвёл такой итог: «Что самое важное в истории мира? Талибан или коллапс Советской империи? Какие-то взбудораженные мусульмане или освобождение Центральной Европы и конец холодной войны?»

Всё это уже давняя история и больно вспоминать теперь, как «взбудораженные мусульмане», который пруд пруди, и мы (как любит говорить Вашингтон) находимся в бесконечной глобальной «войне» с «метастазами» аль-Каиды – организации, возникшей среди наших союзников по Первой Афганской войне, поскольку так много экстремистов воюют теперь уже с нами в Афганистане.

Так как насчет того, чтобы вернуться в сияющий момент на десять лет позже: наш триумф в «1000-часовой войне», в которой Вашингтон позорно выкинул своего бывшего союзника (а позже – суррогат Гитлера) Саддама Хуссейна и его вторгшуюся иракскую армию из богатого нефтью Кувейта? Эти 100 часов были – во всех смыслах – развлечением. Проблемы начали множиться лишь при всех 100-часовых периодах, последовавших в следующем десятилетии, с 80 000, кому было не так уж и весело от вечного патрулирования бесполётных зон и иракского диктатора, который не уходил со сцены.

Всемирная матрица нападений и глобальная война с террором

Может быть, нам бы, как и Вашингтону, лучше пропустить этот эпизод. Давайте вместо него обратим внимание на момент, когда при подготовке к той войне войска США сначала оказались в Саудовской Аравии, сказочном гигантском фундаменталистском нефтяном резервуаре: когда те 100 часов завершились (а Саддам остался), они так и не ушли. Наоборот, они перебрались на базы и притаились в длительной засаде.
Теперь, я уверен, вы задумаетесь: например, насколько взбудоражен был богатый молодой отпрыск саудовской королевской семьи и ветеран афганской войны Усама бин Ладен и его молодая организация аль-Каида, увидевшие этих «неверных», располагавшихся (или, как они считали – оккупирующих) в стране, хранящей самые святые исламские гробницы и места паломничества. Уверен, что оттуда вы сможете проследить краткую мрачную историю аль-Каиды: её основные действия каждые пару лет против мишеней в США ради поддержания требований, чтобы американские войска покинули королевство. В число нападений входит и атака Башен Хобар в Саудовской Аравии, при которой в 1996 году погибло 19 служащих ВВС США, и разрушение двух посольств США в Африке в 1998 году, и взрыв USS Cole в йеменском порту Аден в 2000 году. И наконец, тот удивительный удар аль-Каиды – слепая удача (и хорошее планирование) – те самые атаки 11 сентября 2001 года, когда им удалось – к изумлению как минимум одного из членов аль-Каиды – создать картину апокалипсисa в центре Нью-Йорка.

И вот тут мы переходим от слепой удачи к простому и ясному планированию. В жажде мести, мечтая о Ближне-восточной (и даже глобальной) Пакс Американа, и стремясь спустить с поводка военных, которые по её разумению могли полностью владеть ситуацией, администрация Буша объявила «глобальную войну» с террором. Всего через шесть дней после взрыва Башен Всемирного Торгового Центра Джордж Буш дал ЦРУ беспрецедентные полномочия вести всепланетную войну. К тому моменту ЦРУ уже представило план с названием, весьма подходящим фантастическому фильму: «Всемирная матрица атак». По словам журналиста Рона Саскинда в книге Доктрина одного процента, план «подробно расписывал операции против террористов в 80 странах».

Конечно, это в некотором роде сумасшествие. В конце концов аль-Каида не была государством или даже нормальной организацией, по сути она едва ли вообще существовала. А потому объявление «войны» её разбросанной по миру креатуре было несколько ненормальным и фантастическим делом. Но при этом любой другой подход к случившемуся сразу же высмеивался в Америке. И вы ещё не успели моргнуть, как США вторглись… чокнутые, конечно вы знаете ответ – в Афганистан.

После ещё одной ослепительно краткой и триумфальной кампании, с использованием крошечного военного персонала США и оперативников ЦРУ (да и ВВС США), первые из Вашингтонской команды вы-не-можете-отправиться-домой промаршировали в центр Кабула и начали обосновываться, строя базы, готовясь остаться. Одной афганской войны, как оказалось, было недостаточно для Вашингтона. И вскоре стало ясно, что и одного Ирака недостаточно. К настоящему моменту мы уже в экспрессе, движущемся по ленте Мёбиуса истории.

«Получилась ерунда»

Вот это должно оказаться вам более знакомо. Но может и стать ударом – хотя такого не произошло с Вашингтоном в 2002—2003 годах – то, что не было никаких причин, чтобы второй раз всё прошло лучше. Помня о той «тайной саудовской базе», имейте в виду, что где-то в глубине порыва вторгнуться в Ирак коренилось желание найти место в нефтяном сердце планеты, где приветствовали Пентагон с его созданием “долговременных лагерей” (пожалуйста, не называйте их постоянными базами!!!) – и ждите прихода долгих десятилетий.

Итак, в начале апреля 2003 года американские войска вошли в хаос разграбленного Багдада. («Получилась ерунда» комментировал секретарь по обороне Дональд Рамсфельд). 29 апреля Рамсфельд собрал конференцию вместе с принцем Султаном бин Абдулом Азизом, показанную по саудовскому телевидению, где провозгласил, что США выведут свои боевые части из страны. Никаких больше гарнизонов в Саудовской Аравии. Никогда. Операции США должны были переместиться на базу аль-Удейд в Кувейте. А в остальном не было необходимости даже упоминать Ирак. Это произошло за два дня до того, как президент Буш отправил истребитель типа Top Gun на авианосец из Сан Диего и – под провозглашенным лозунгом “Миссия выполнена” – объявил «окончание основных боевых операций в Ираке». Всё хорошо, что хорошо кончается, не так ли?

Остальное вы сами знаете, – всевозможные последовавшие несчастья (как и предсказуемо непредсказуемые). Но не стоит думать, что руководители Америки бесконечно повторяют ошибки – используя различные тактики, от подъёма до контр-партизанских действий, рейдов сил специального назначения до беспилотников, в одних и тех же целях – всё остаётся по-прежнему. Ну, нет уж. Повторяющиеся вторжения, оккупации, интервенции, войны беспилотниками и тому подобное сыграли основную роль в обрушении Большого Ближнего Востока, и всё более – северной Африки.

Вот вам и правило «большого пальца»: присмотритесь к новейшим базам беспилотников ЦРУ и военных США за рубежом – в Нигере, у границы с Мали, например – и у вас есть хороший набор маркеров для отслеживания дальнейшей дестабилизации планеты. Каждая жутко знакомая смена тактического курса (всегда считающееся великолепным стратегическим разворотом), каждое новое применение силы и всё больше «метастазов».

И вот мы подошли к нужному моменту и новостям об уже двухлетней тайной саудовской базе беспилотников. Вы можете задать вопрос – с учётом предшествующей истории баз США в той стране – почему ЦРУ или любая администрация с удовольствием приветствует идею открытия там нового аванпоста США. Очевидно, это похоже на валерьянку для кота – они попросту не могут остановиться.

Конечно, мы не знаем, потеряли они память о недавней истории или просто упустили из рук, но зато мы знаем, что ещё одно размещение войск в Саудовской Аравии слишком привлекательно, чтобы от него отказаться. Без саудовской базы – как же они смогут без труда бить по поклонникам аль-Каиды в соседних государствах, которые они уже атаковали с воздуха? А если бы они не должны были сконцентрировать всю, до последнего, мощь беспилотников на уничтожении представителей аль-Каиды (и мирных граждан) в Йемене, одной из самых бедных ресурсами и нищих стран планеты? Ну, тогда, вы же знаете – аль-Каида могла бы править в ближневосточном Халифате. А потом – кто знает? Мир?

Честно говоря, что может быть глупее – ввязываться в эту игру (снова)? Такие события помогают понять, откуда берут начало теории заговора – просто люди в обычном мире не могут принять то, что в Вашингтоне «тупой и ещё тупее» стало в порядке вещей.

Когда речь идёт о «тайной» саудовской базе, по правде говоря, это конечно выглядит заговором – заговором глупости. В конце концов ЦРУ действовало решительно и основало ту самую базу, и Белый Дом явно посчитал это отличной идеей. Неофициальная сеть ключевых ресурсов СМИ согласилась, что не стоит заморачиваться и говорить американскому народу о том, насколько глупо действует правительство.
(Управляющий редактор New York Times объяснил изъятие, навесив на статью ярлык ни больше, ни меньше как «примечание.»). А на прошлой неделе во время публичной части слушаний по представлению Бреннана ни один из членов Комитета Сената по разведке – который, как предполагается, должен несколько контролировать ЦРУ и остальное разведывательное сообщество США – не посчитал удобным задать хоть один вопрос о саудовской базе, тогда уже ставшей новостью.

История вновь похоронена. Молчание правит бал. Если в будущем произойдёт ответный удар – благодаря решению построить и использовать ту базу – то американцы не смогут связать два события. Как же это суметь?

Для меня всё звучит очень знакомо. А для вас? А как – для Вашингтона?
Источник
Оригинал публикации: Tomgram: Engelhardt, A Conspiracy of Stupidity