Канадские слоны, австралийская черепаха (NUC8)

Как мы помним, в древности весь мир представлялся людям стоящим на трёх громадных слонах, которые опирались своими ногами на панцирь ещё более массивной черепахи.

Интересно, что западный урановый мир — конечно же, за вычетом как всегда таинственных, непонятных и в чём-то чуждых для «коллективного Запада» стран навроде России, Китая или Казахстана, к которым я вернусь чуть позже, в следующем материале — выглядит в чём-то неуловимо похожим на наивные представления древних о земной тверди:

turtle

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канадские слоны, австралийская черепаха. Западный мир — плоский и он сверху.


Ознакомившись в предыдущем материале со наглядным опровержением страхов среднестатистического обывателя по поводу радиации  —  можно теперь уже несколько по-иному посмотреть на исторический процесс добычи урана в странах Запада, на его текущее состояние и на перспективы горнодобывающей урановой отрасли на ближайшее будущее.

Для анализа многих параметров добычи урана на Западе я сознательно беру работу Микаэля Диттмара «Конец дешёвого урана», поскольку именно её любит бездумно цитировать, например, гуру «новой ускорительной ядерной энергетики» господин Острецов.
Ну и вообще, в целом эта работа в последнее время служит достаточно хорошей дубинкой в руках у противников ядерной энергии.
Типа: «Куда вы нас тянете, в следующем году урана вообще уже не будет! Закрывайте реакторы нафиг!»

Именно так. Не будет. В 2013 году. Совсем. Урана. На Земле.
Разберёмся, медленно и в деталях. Со всем стадом и по всем коровам — в отдельности.

Начнём с урановых «аксакалов». С тех, кто начинал добычу урана первым и у кого природного урана уже осталось с мышкин хрен с гулькин нос: с США и с Европы. Начнём с «плоского мира», который как бы на ладошке, на виду и весь сверху.

Именно эти два региона, как мы помним, потребляют наибольшее количество урана в своих реакторах. В Европе 14 стран из 27 членов Евросоюза имеют сейчас ядерные энергоблоки:

European_Union_map_Nuclear_Energy_Countries.svg

Оранжевым тут показаны страны, использующие энергоблоки «западного» типа — производства США (Вестингауз), Германии (Сименс), Франции (Арева), Великобритании (Magnox) или Канады (CANDU), красным цветом обозначены страны, использующие блоки советского производства — блоки «российского» типа.

Как видим, на политической карте Европы по-прежнему зримо присутствует Варшавский договор и «Блок НАТО», пусть и в столь специфической отрасли, как ядерная энергетика — оказывается, за прошедшие 20 лет с момента крушения СССР ничего в реакторном мире и не поменялось.

Особняком в картинке разделения Европы на Восток и Запад стоят Финляндия, которая, как умный телёнок, сосёт сразу «двух мамок» и Румыния и Словения, на территории которых ещё во времена Холодной войны попали реакторы западного типа.

Если кто-то упрекнёт меня в предвзятости и делении теперь свободного и сейчас демократического мира по некоему «условному признаку», то я лишь скажу, что до сих пор, и через 20 лет после крушения СССР, поставка реакторного топлива производится практически 100% теми же поставщиками (или их прямыми наследниками), которые в своё время строили соответствующие реакторы.
Россия поставляет топливо на реакторы советских моделей, Запад — на западные реакторы.

Да, я знаю об опыте «Вестингауза» на Украине и в Чехии и я знаю о переговорах «Росатома» с Швецией и другими западными странами, но пока, по факту «Запад есть ЗападВосток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись».
Зато считать удобно. «Каждый сам за всё в ответе».

Всего в Европе по состоянию на 2012 год имеется 111 реакторов западного типа и 20 реакторов советского типа. В расчёт брались только реакторы, работающие на общие сети, всякую исследовательскую мелочь для целей наших выкладок считать не имеет смысла.

При таком буйстве ядерной энергетики — а, в целом, она даёт Европе 29.5% от всего производства электроэнергии, и это является главным источником электроэнергии в Европе — запасов собственного урана в Европе уже практически нет. Ещё раз: атом — это главный источник электроэнергии в Евросоюзе, при том лишь 14 стран из 27 членов ЕС имеют реакторы. Главнее угля, главнее газа, главнее ГЭС, про ветряки и фотоэлементы даже говорить нечего, они, как говорится, «меньше пискеля на диаграмме». Во Франции — вообще 78% электроэнергии — это АЭС.

А урана нет. Первый из ядерных островов «плоского мира» Запада уже совершенно лишён собственных источников урана. Весь уран — завозной. Франция, по старой колониальной традиции, грабитзавозит уран из Нигера и Габона, остальные стараются добывать уран где получится. В целом же Россия, Австралия, Канада и Нигер обеспечивают вчетвером более 70% поставок урана в Европу.

Вас беспокоит Гондурас зависимость Европы от импортного газа? Перестаньте её чесать.
Европа уже тотально зависит от поставок урана, ведь её урановый поезд ушёл ещё в далёкие 1970-е годы, когда исчерпались собственные месторождения Германии, Чехии, Франции, Испании, Болгарии, Венгрии и Румынии.

Сейчас, по самым консервативным оценкам, Европе ежегодно надо около 21 000 тонн природного урана. Добывается же в Европе кругом-бегом от этого количества не более 3%, то есть жалкие 600 тонн.

Остаточные же резервы европейского урана составляют около 50 000 тонн. По всем странам. Например, вот у Франции есть 100 тонн урана — при годовой потребности страны в уране в размере около 9 220 тонн.

У Германии же вообще уже своего урана нет. А, даже с учётом остановки энергоблоков, его надо Германии где-то 1 800 тонн в год. Пичалька. И толковых колоний, как у Франции, у Германии тоже нет. Намибию ведь ещё после Первой мировой у немцев отобрали. А был бы у Германии короткоствол рудник Россинг — и всё могло бы сложиться совершенно иначе.
Но есть теперь кому в мире уран покупать и кроме Германии. А Германии предложено заняться ветром и солнцем. И глубже дышать.

Посмотрим на другой остров «плоского западного мира». На Японию.
И вновь похожая ситуация. Ядерный остров есть, а ядерного топлива нет. Собственные запасы Японии тоже описываются печальной цифрой в 6 600 тонн. А потребность страны за год — около 7 500 тонн урана. Ну как потребность... была, в общем, такая потребность. Нет уже потребности, вышла вся.
Не получилось у японцев добывать уран в Казахстане, а про Канаду и Австралию я Вам ниже расскажу. Ну а про Францию, которая была поставщиком урана в Японию, я думаю, вы уже и сами выше прочитали. Нет во Франции урана, самим бы хватило колонии подраздеть.

Третий остров «плоского мира». США.
Самый интересный игрок.
207 000 тонн урана пока вроде как в американских запасниках, то бишь в недрах. Но — целых 104 коммерческих реактора в строю. Почти столько же, сколько на «острове Европа». Соответственно, и потребление урана на уровне в 20 000 тонн природного урана в год. В итоге приходится скупать уран отовсюду, откуда только можно.

USA_Nuclear
Собственного урана в США, по факту, добывается даже ещё меньше, чем показано на диаграмме — не более 5% от потребляемого или около 1 000 тонн в год. Цифра же в 14,2% получена с учётом разбавления собственного оружейного урана из запасников США.

Доля России в урановом балансе США на верхней диаграмме тоже лукавая, поскольку, по факту российский ВОУ, разбавленный НОУ различного происхождения даёт около 38% потребности в реакторном уране в самих США. Потому что, как мы помним, в реакторах горит только обогащённый уран, а природный уран горел на Земле последний раз где-то 2 миллиарда лет тому назад.

Нетрудно посчитать, что сейчас США импортирует около 85% потребного урана или «всего-то» около 17 100 тонн в год. Так что Вы там говорили насчёт зависимости Европы от российского газа? Перестаньте её чесать.

Да, по факту США имеют в атомной генерации совокупно меньше, чем имеет Европа — всего около 20,3%. Но отказаться от генерации электроэнергии на АЭС они тоже не могут, потому что, по факту, это самая дешёвая генерация. Не я сказал, про это EIA написало.

Вот график, где все ходы записаны:


Как-то там жёстко всё с пикселями у сиреневеньких точек...

В общем, своего урана у США лет на 10 работы реакторов, а покупать его, как и Европе с Японией, приходится уже по всему миру. Правда, Япония и Германия уже покупают урана поменьше, так что, как говорил некий товарищ «процесс пошёл, надо его только расширить и углУбить».

Ну а теперь — о главном.
О том, на чём весь этот плоский западный ядерный мир держится. О канадских слонах и о австралийской черепахе.

Начнём с черепахи. Она большая, красивая и неповоротливая
Зовётся она Olympic Dam — Олимпийская плотина:

197576-olympic-dam
Знакомьтесь, крупнейшее месторождение урана в мире.

У каждого минерала есть такой уникальный объект. Для нефти это Гавар, для газа — Уренгой и Северный, для золота — Грасберг.
Для урана это — Олимпийская плотина.

Месторождение уникальное. Уран там, вообще-то, добывают, как побочный продукт. А в основном Плотина трудится на добыче серебра, золота и меди. Есть спрос на золото, медь и серебро — получается добыть ещё и чуток урана. Ну как чуток — около 55% от совокупной добычи урана Австралией, или около 3 300 тонн урана в год.  Нет спроса на «рыжьё» — нет урана. Деньги нести бесполезно, ни утром, ни вечером — стулья (уран) выдаются строго в темпе добычи драгоценных металлов и меди.

3 800 тонн в год? Что за хрень, спросит внимательный читатель? Так этого же и Японии бы не хватило, не говоря уже о Европе или США? Почему же черепаха?

А потому, что в «черепахе» находится около 996 000 тонн урана. Посчитали месторождение до глубины около 1 000 метров, а потом, как и в случае с углём, решили, что глубже считать будет совсем уж неприлично. Но рудное тело идёт и на более глубокие отметки, просто вряд ли туда шахтёры доберутся когда-либо в ближайшем обозримом будущем.

Нетрудно посчитать, что в плотине лежит около 60% разведанного австралийского урана и около 18,5% всех мировых запасов урана.
Но добыть этот уран сколь-либо быстрее, нежели в темпе 3 300 тонн в год, практически нереально.

Проблема в том, что в Австралии завёлся «Гринпис» и «Беллона» в одном лице. Точнее, в одной морде.

Если бы коренные австралийцы хотели как-нибудь по-злому отомстить белым людям — они вряд ли смогли бы придумать что-то поразрушительнее, нежели вот этот бомжеватого вида дедуган:

Kevin-Buzzacott
Кевин Буззакотт, старейшина и активист.

Да, австралийцы слушают вот этого дедушку. А дедушка вещает им про «безъядерное будущее», экологию и «традиции австралийских предков». Наверное это те традиции, в которых его предки в Австралии ничего крупнее кенгуру и не оставили и построили замечательную цивилизацию бумеранга, палки-копалки и выжженой саванны.

А так, в общем, факт остаётся фактом — дедушка организовал активное сопротивление проекту расширения Олимпийской Плотины и добился его отсрочки, полностью прикрыл проект рудника Джабилука в Северной Австралии, был замечен ещё на десятке объектов урановой промышленности в Австралии. Бомжик старается и пыхтит вовсю, за что и был награждён орденом Ленина прогрессивной общественностью различными международными наградами.

Кому и зачем нужна его деятельность — для меня вопрос открытый. Наверное, уран потребуется следующим поколениям аборигенов Австралии, которые вполне смогут снова насладится  радостями бумеранга, пещер и 90% детской смертности. «Дядя Кев» покажет путь к светлому прошлому в рамках «отдельно взятой пещеры».

Пока же Австралия добывает около 6 000 тонн урана в год и вряд ли сможет добывать больше. Ну а станет «Дядя Кев» премьер-министром — так вообще, наверное, добычу минералов из недр свернёт. Короче, есть идея, кого двигать вперёд в Австралии. Хотя эти товарищи и сами неплохо наверх выплывают.

Теперь — о канадских слонах.
Первый канадский слон зовётся Река Маккартур (McArthur River). С этой единственной шахты сейчас добывают около 14,5% мировой добычи урана — или 7 686 тонн урана в 2011 году. Хватило бы на Японию. Теперь хватит на США.
Остаточные запасы шахты составляют около 140 000 тонн урана, но основным козырем McArthur River является содержание урана в породе, составляющее 15-16%.
Для сравнения, в Плотине порода содержит всего 0,05% урана. То есть канадский слон может добывать уран при любых раскладах, а австралийская черепаха — только на высоких ценах и то лишь вместе с медью, золотом и серебром.

Второй канадский слон поменьше, но тоже даёт в мировую добычу весомые 2,7%. Зовётся он Кроличье Озеро (Rabbit Lake). Раньше он был похож на первого канадского слона — и размерами, и содержанием урана в породе, но за 35 лет эксплуатации (1975—2011) содержание урана в породе опустилось с 5% до 0,73%, а остаточные запасы составляют лишь около 11 000 тонн урана. Учитывая, что второй слон добывает около 1 460 тонн урана, запасов там хватит где-то на 8-9 лет.

Все ждут и третьего слона, который зовётся Сигарное Озеро (Cigar Lake). В этом слоне лежит ещё 90 000 тонн канадского урана и эта руда богаче, чем на McArthur River, процент урана в породе составляет 17,4%. Проблема в том, что третий канадский слоник живёт глубоко под озером и из-за этого уже два раза тонул (шахту постоянно затапливает и сроки пуска переносят) — один раз в октябре 2006 году, второй раз — в  июне 2008.
Ждали слоника так, что уже все жданики поели, а уран ждал-ждал да и напух в аккурат к 2007 году:

В общем, не только нефтью единой был создан кризис животворящий сентября 2008 года. С ураном тоже нескладуха вышла.

Хорошо, скажет внимательный читатель. Но, если и в самом деле с быстрой добычей дешёвого природного урана всё в мире обстоит столь печально и запущенно, то за что же ратует нас автор? За продолжение суверенного банкета на 1/6 обитаемой суши ещё где-то на лет 20-25?

Нет.
Пришло, товарищи, и наше время. Первомай уже на нашей улице, а праздник общего труда — в самом разгаре.

И России есть что сказать по этому поводу миру. Россия по миру не бегает, у России свой уран есть. Есть российский, есть казахский, есть украинский уран. Есть около 500 000 тонн урана в хвостах обогащения. Есть оружейный уран и есть оружейный плутоний. В общем, много чего есть.

Но основной ответ — не в природном уране. Просто наконец-то пришло время замкнутого ядерного топливного цикла. Хватит бояться, господа. Пора лезть в кузов. Ведь груздями все записались ещё в 1970-е.

Мир уже давно не стоит на австралийской черепахе и на канадских слонах.
И мир — это не плоская тарелка с «ядерными островами» США, Европы и Японии. Мир — это шар, где нет центра и все так или иначе завязаны друг на друга.

Источник