Колонка для Naviny.by от 16.VII.2012

«Своё не пахнет». Новая парадигма синеокой™

 На расстоянии политическая жизнь Минска всё больше смахивает на свежий роман Адели Полькиной «Ебу жасминовые тирсы». Этакий вполне себе розовенький зал женской прозы и всё такое. Пришлось за вдохновением ехать в неиспорченный литературными и политическими салонами Выборг. Там и сфоткал эту скульптуру, «Промышленность» называется. Есть в ней что-то от белорусской современности, знаете ли.

 Промышленность

Стою, любуюсь «Промышленностью», и мутит меня мыслишка: «Архиплохо таки обстоит дело монументальной пропаганды в синеокой™». А как славно будет «отлить в граните»© фигуры и бюсты предшественников белоруской модели или её теоретиков и борцов. Добавим и тех светил, которые хотя и не имеют никакого отношения к сильной и процветающей, но числятся славутымi нашымi зямлякамi, и время от времени извлекаются из пыльного мешка туземной культур-мультур. Натурально, на этих самобытных истуканах придётся делать вразумительные краткие надписи о том, кто все эти люди. Но это не главное.

Главное – при открытии памятников и вожди, и другие крупные деятели могут произносить речи. Ибо поводов-то для произнесения речей в синеокой™ становится всё меньше. Даже такой замусоленный жанр, как подход к прессе на фоне очередного скотного двора, приелся публике по причине видового однообразия представленных на заднем плане пород эндемического скота. Впрочем, это вина селекционеров.

В пику пятой колонне в центре Европы дела идут, контора пишет. Приличное положительное сальдо налицо, белорусские аргонавты отбыли за золотым руном в Лондиниум, официозные СМИ полны щенячьего энтузиазма и телячьих восторгов, а вышедшие в тираж русские артисты повергли губернскую столицу северной Беларуси в меломанский угар. Чем не зрелища на фоне опять вздорожавшего хлеба?

Туземный Совмин, правда, нервничает накануне приезда Председателя Правительства Российской Федерации Дм.Ан.Медведева. Дело не в предстоящих переговорах (они никакой сложности не представляют, поскольку являются своего рода ритуальной услугой Москвы Минску). Страхи, поселившиеся в коридорах Дома Урада, связаны с широко известной привычкой русского премьера делиться своими впечатлениями в социальных сетях, в том числе с помощью Twitter и Instagram. А возможный имиджевый ущерб синеокому™ самолюбию, нанесённый даже одним случайным щелчком медведевского iPhone и/или Leica S2- P, не возьмутся оценить даже многоопытные Moodys.

И, натурально, главный вопрос, который мучает сейчас аналитиков-аборигенов центрально-европейской зауряд-державы – сможет ли предвыборная парламентская кампания колебнуть инертные массы или сработать на разогрев ситуации? Так вот нет.

С точки зрения синеокой™ исторической науки, в Беларуси наблюдаются те же процессы, что и в России после революции 1905—1907 гг. Разгул реакции, разочарование интеллигенции, унылое лихоимство госслужащих и грустные оргии немногочисленных туземных буржуинов, пожирающих, за неимением рябчиков, колбаски по-могилёвски прямо-таки в раблезианских объёмах.

Проект вестернизации провалился, немногочисленные лозунги, которые можно было перехватить у З.С.Пазьняка, оплёваны и выхолощены. Статус республики, как провинциального захолустья, получил официальное международное признание и такую широкую социальную базу внутри страны, что на щите гордого всадника з «Пагонi» впору чеканить не наглое Après nous le deluge, а посконно-самобытное «Своё не пахнет!».

«Своё не пахнет» — это и есть лейтмотив предстоящих парламентских выборов, и ключевой идеологический стержень всей синеокой™ властной конструкции на ближайшие годы. А вот черепицей красной надо всё-таки хаты и коровники крыть. Иначе с воздуха разница с Европой режет глаз. Но на Россию очень похоже. Очень.