Первоначально права на газету принадлежали издателю Ф. Эйеру (Franz-Eher-Verlag), вдова которого после его смерти продала их в 1918 году масонскому обществу «Туле» («Thulegesellschaft»).[1] Глава общества Р. фон Зеботтендорф выложил за них 5 тысяч марок.
В декабре 1920 года за 120 тысяч марок А. Гитлер выкупил издательство, выпускавшее газету, ставшее позже печатным издательством НСДАП. Приобретение издательства было покрыто тайной. Около половины суммы внесли военные. Друг Гитлера Д. Эккарт, ставший в августе 1921 года главным редактором «Völkischer Beobachter», получил от генерала Ф. Риттера фон Эппасумму в 60 тысяч марок на поправку финансового положения собственного издательства. Риттер фон Эпп был членом нацистской партии и начальником Э. Рема в рейхсвере, поэтому вполне вероятно, что средства поступили из засекреченных военных фондов. Тем не менее, в письме от 18 декабря 1920 года Гитлер благодарил Эккарта за оказанную в последние минуты помощь в приобретении собственной газеты. Поручителями за выплату суммы стали нотариус из Аугсбурга Г. Грандель и сам Д. Эккарт.
Ещё во времена Эккарта — первого главного редактора газеты — сотрудником в «Voelkischer Beobachter» стал А. Розенберг, оказавший впоследствии большое влияние на превращение газеты в рупор партии.
Приобретённое Гитлером издательство оказалось во владении общества с ограниченной ответственностью, состоявшего из восьми человек с капиталом в 120 тысяч марок. До сих пор остаётся открытым вопрос о погашении долга. В документе, удостоверяющем покупку, от 17 декабря 1920 года значатся имена трёх членов общества: А. Дрекелера, фройляйн К. Бирбаумер и Д. Кунце, уплативших 56 500 марок. Неизвестно, была ли внесена оставшаяся сумма (63 500 марок), полученная Эккартом у фон Эппа. В другом документе о покупке от 16 ноября 1921 года указано, что долями всех членов общества владел уже Гитлер, который к тому времени стал главой НСДАП, являясь вместе с тем председателем Национал-социалистического рабочего общества (NS-Arbeiterverein).
В январе 1921 года Гитлер написал одну из своих первых статей «Народная идея и партия», в которой, бросая вызов национальному движению, назвал его бесплодным и бездейственным. Стиль и заголовки статей Гитлера в газете были исполнены пафоса и призыва к действию по разрушению Версальской системы и созданию национального движения: «Заблуждение или преступление», «Ратенау и Санчо Панса», «Государственные мужи или национальные преступники», «Глупее кошек и плохо, как еврей».
Издательство «Völkischer Beobachter» контролировалось казначейством партии. Председателем совета по надзору за деятельностью издательства также был Гитлер, который передал эти полномочия своему бывшему фронтовому начальнику М. Аманну. Аманн принял руководство издательством в апреле 1922 года и при нём оно стало процветать. Финансирование в первое время (до 1923 года) осуществлялось за счёт читателей, прежде всего членов партии.
Газета выходила два раза в неделю и имела три колонки. Как ежедневная газета она начала издаваться с 8 февраля 1923 года уже с пятью колонками (с 29 августа 1923 года — с шестью) и большим форматом. Несмотря на рост инфляции, тираж газеты увеличивался, составив в 1923 году 30 тысяч экземпляров.
9 ноября 1923 года после национал-социалистического путча партия и газета были временно запрещены.
Газета печаталась трудночитаемым старогерманским шрифтом — фрактурой, развившимся на основе готического письма. Это затрудняло распространение немецкой газеты за пределами Германии, так как все остальные газеты перешли на доступный для восприятия латинский шрифт — Antiqua-Type. Национал-социалисты, дабы подчеркнуть исключительный характер своей газеты, закрепили за шрифтом название «еврейское письмо».
В 1925 году редактором «Völkischer Beobachter» стал А. Розенберг, сменивший на этом посту В. Вайсса. С того же года газета начала выходить с эмблемой, на которой был изображён орёл со свастикой, — опознавательный знак НСДАП, а в заголовке указывалось — «издатель — Гитлер». За названием и эмблемой газеты следовала надпись «Боевая газета национал-социалистического движения Великой Германии» и лозунг — «Свобода и хлеб».
С 1926 года в «Völkischer Beobachter» начали печатать иллюстрации к текстам, что повысило популярность газеты. С 1928 года увеличилось количество служащих издательства с одного редактора и четырёх служащих до 7 и 34 соответственно. Увеличение тиража газеты и её продаж принесло издательству прибыль почти в 4 млн марок (1932).
К началу Второй мировой войны газета имела, кроме берлинской, ещё венскую, мюнхенскую и северогерманскую версии. Причём в освещении внутреннего положения Германии и вопросов внешней политики все они несколько отличались друг от друга. Так, венское издание занималось, главным образом, положением на юго-востоке Европы, тогда как северогерманское уделяло больше внимания Скандинавии. Газета печаталась в типографии книжного дома М. Мюллера «M. Muller & Sohn» в Мюнхене, а также в его филиалах в Берлине и Вене. В каждой иногородней редакции «Voelkischer Beobachter» управлял представитель главного редактора: в Берлине и на севере Германии с 25 марта 1933 года — К. Кранц, после перевода которого в имперскую палату прессы его заменил Т. Зиберт, в Мюнхене с марта 1933 года — Й. Берхтольд, с 1943 года — Б. Мойнир, в Вене с 1941 года — В. Шмитт, позднее — К. Пфайфер.
Чтобы и дальше убеждать немцев в количественном превосходстве партийной газеты над другими, тираж «Völkischer Beobachter», о котором раньше мог узнать любой немец, в годы войны уже не печатался на её страницах. О нём умалчивали, называя это «военной тайной».
В ночь с 12 на 13 июня 1941 года в газете была опубликована статья Й. Геббельса «Крит как пример», а рано утром (около 5 часов по берлинскому времени), сразу же после развозки тиража данный номер был поспешно конфискован. Целью инсценировки «скандала» было намекнуть СССР, что Германия готовится высадить десант на остров, то есть напасть на Великобританию. Начальник оперативного штаба вермахта генерал А. Йодль был просто в восторге от геббельсовской задумки.[2]
Примечательны крупные сенсационные заголовки в газете в июле 1941 года:
- 3 июля — «Хаос в советской армии»;
- 4 июля — «Оборонная сила советской армии сломлена»;
- 5 июля — «Германская армия преследует противника по всему фронту»;
- 6 июля — «Развал дисциплины в советской армии»;
- 7 июля — «52 тыс. красноармейцев перешло на германскую сторону»;
- 8 июля — «Советская авиация окончательно разбита»;
- 11 июля — «Окончательно победила германская армия»;
- 13 июля — «Линия Сталина прорвана повсеместно»;
- 18 июля — «Большевики бросили в бой последние резервы»;
- 19 июля — «Ближайшие дни могут принести исторические события»;
- 20 июля — «В советской армии начался хаос».
В годы войны интерес к газете стал снижаться, особенно после первых поражений армий вермахта. В редакционных коллективах Берлина, Вены и Мюнхена политика германского руководства стала чаще подвергаться критике. «Пораженческие ноты» стали проникать в редакционную среду «Völkischer Beobachter» особенно после 1943 года, когда в редакции газеты стали работать сотрудники закрытой в том году «Frankfurter Zeitung», образовавшие так называемый «буржуазныйэлемент». Прежде всего такая критика стала появляться в берлинской редакции газеты. Ввиду этого был усилен контроль за «Völkischer Beobachter» со стороны пресс-службы правительства Рейха, государственного секретаря министерства пропаганды и начальника имперской прессы НСДАП — О. Дитриха.
30 апреля 1945 года под обстрелами американцев в типографии Мюнхена вышел последний выпуск «Völkischer Beobachter», однако широкого распространения этот номер не получил, поскольку коммуникации и сама типография находились под надзором американских вооружённых сил.
Источник