Покончит ли Иран с нефтедолларом?

Официальная позиция США и ЕС в том, что Тегеран должен быть наказан за продолжение разработок ядерного оружия. Наказание: санкции на экспорт иранской нефти, что означает изоляцию Ирана и обесценивание его валюты до такой степени, чтобы страна обрушилась.

Но эта предпосылка не имеет значения, и санкции не достигнут своей цели. Иран далеко не изолирован, и его друзья, например, Индия, останутся рядом с нефтепроизводящей страной до тех пор пока США или не отступят, или не признают свои истинные цели.

А целью является доллар и его роль как глобальной резервной валюты.

Вкратце история такова, что в 1970-х годах был заключён договор о том, что американский доллар является единственной валютой для покупки и продажи сырой нефти, и с тех пор монополия на всю нефтеторговлю медленно но верно сделала доллар США резервной валютой для глобальной торговли большинством товаров и сырья. Огромный спрос на доллар начал толкать его стоимость всё выше и выше. Кроме того, страны запасали свои излишки долларовых накоплений в американских казначейских облигациях, давая правительству США огромный кредитный пул.

Если доллар США потеряет свои позиции в качестве мировой резервной валюты, то последствия для Америки будут просто ужасающие. Основная часть стоимости доллара завязана на нефтепромышленности – если эта монополия исчезнет, с ней исчезнет и стоимость доллара. Последствия этого сдвига будут значительными, и все их трудно предсказать, однако одно можно сказать наверняка – стоимость золота начнёт расти. Неопределённость вокруг бумажных денег всегда служит хорошим поводом для бегства в золото, а это, безусловно, дни неопределённости.

Система нефтедолларов

Чтобы объяснить эту ситуацию правильно, мы должны начать с 1973 года. Тогда президент Никсон договорился с королём Саудовской Аравии Фейсалой, о том, чтобы его страна принимала в качестве платежа за нефть только американские доллары, и инвестировала все излишки долларов в казначейские облигации США. В обмен на это Никсон пообещал защитить Саудовскую нефть от Советского Союза и других заинтересованных стран – Ирана и Ирака.

К 1975 году все члены ОПЕК согласились продавать свою нефть только в долларах США. Каждая мировая страна-импортёр нефти начала запасать свои излишки в долларах США, чтобы можно было приобретать на них нефть; такой огромный спрос на доллар сильно его укрепил.

Система нефтедолларов стала блестящим политическим и экономическим решением. Оно заставило течь мировой поток денег за нефть через Федеральный резерв, создавая всё более растущий международный спрос как на американский доллар, так и на американский долг, одновременно с этим предоставляя США мировую нефть фактически бесплатно, поскольку стоимость нефти деноминировалась в валюте, которую контролировала и печатала Америка. Система нефтедолларов распространилась и за пределы нефтеторговли: основная часть международной торговли происходит в долларах США.

По мере роста спроса на нефть в 1980-х, рос и спрос на американский доллар, что поднимало американскую экономику на новые вершины, хотя внутри самих США никакого экономического успеха не было. Сильный доллар позволял американцам покупать импортные товары в огромных объёмах – система нефтедоллара создала субсидии для американского потребителя за счёт всего остального мира. И здесь, наконец, США постиг побочный эффект: доступность дешёвого импорта сильно ударила по промышленному сектору, и исчезновение промышленных рабочих мест сегодня остаётся одной из главных проблем в реструктуризации сегодняшней американской экономики.

Существует еще один недостаток, потенциальная угроза, которая в настоящее время скрывается в тени. Курс доллара США определяется в значительной степени тем, что нефть продаётся в американских долларах. Если эта торговля перейдёт на другую валюту, странам мира больше не будут нужны американские деньги. Продажа массивных объёмов американской валюты на мировом рынке чрезвычайно сильно ударит по американской экономике.

Иранская дилемма

Иран возможно и был изолирован от США и Западной Европы, но у него всё ещё остаются вполне верные союзники. Иран и Венесуэла продвигают совместные (включая банковские) проекты стоимостью в 4 миллиарда долларов. Индия дала обещание продолжать покупать иранскую нефть, поскольку Тегеран является крупным бизнес-партнёром для Нью-Дели. Греция противостояла санкциям США, потому что Иран был одним из немногих поставщиков, который позволял приобретать нефть в долг. Южная Корея и Япония просили не применять санкции против Ирана, потому что они зависят от иранской нефти. Экономические связи между Россией и Ираном с каждым годом становятся всё более прочными.

И есть ещё Китай. Энергетические ресурсы Ирана являются вопросом национальной безопасности для Китая, поскольку Иран обеспечивает Китаю поставки не менее 15 процентов нефти и газа. Это делает Иран более важным для Китая, чем Саудовская Аравия для США. Не стоит ожидать, что Китай будет сильно прислушиваться к санкциям США и ЕС – Китай найдёт путь обойти санкции, чтобы защитить двустороннюю торговлю между странами, которая в настоящее время составляет 30 миллиардов долларов, и как ожидается, в 2015 году достигнет 50 миллиардов долларов.

Так что у Ирана будут продолжать оставаться друзья, которые будут продолжать покупать его нефть. Более того, можно быть уверенным, что они не станут платить за нефть американскими долларами. Ходят слухи, что Индия и Иран ведут переговоры уже сейчас, прорабатывая сделку о торговле нефтью за золото, а также за рупию и йену. Иран уже отказался от доллара в торговле с Россией в пользу риала и рубля. Индия уже использует юань в торговле с Китаем; Китай с Россией уже больше года торгуют друг с другом за юани и рубли; Япония и Китай движутся к операциям в иенах и юанях.

А что насчёт всех этих энергетических сделок между Ираном и Китаем? Все они будут проходить в золоте, юане, а риале. Так что ежедневные 2.4 миллиона баррелей иранской нефти в день теперь торгуются в чём угодно, но только не в нефтедолларах.

Имея всю эту информацию, кажется вполне разумным, что реальной причиной напряжённости в Персидском заливе является то, что Соединённые Штаты отчаянно пытаются торпедировать этот отход от нефтедолларов. Отход от нефтедолларов возглавляется Ираном, и поддерживается Индией, Китаем и Россией. Этого, безусловно, достаточно, чтобы заставить Вашингтон напрячься, чтобы искать оправдания для свержения режима в Иране.

Существует ещё одно соображение, которое необходимо иметь в виду, и которое очень важно, когда дело касается инвестиционных решений, основывающихся на следующей ситуации: Россия, Индия и Китай – три члена мощной растущей экономической группы, известной как БРИК (куда входит и Бразилия), они союзничают с Ираном и являются крупными производителями золота. Если нефтедоллары выйдут из моды, и торговля другими валютами станет слишком сложной, они просто начнут использовать свои золотые запасы. Золото всегда было и остаётся резервной валютой, и как уже упоминалось ранее, когда валютные отношения начинают изменяться, и стоимость становится трудно определять, торговля за золото всегда является верным и безотказным решением.

2012 год может впоследствии получить известность как год, когда мир отказался от доллара США в качестве добровольного выбора мировой валюты. Представьте, что весь остальной мир понемногу начинает делать бизнес в своих валютах и всё меньше инвестирует в американский долг.

Наконец, главный вопрос: Как извлечь прибыль от развития этой ситуации? Игра с валютами очень рискована, и, возможно, стоит обратить внимание на золото. Золото является единственной валютой, которая поддержана реальным товаром; и именно в золото инвесторы бегут, прячась от разных валютных бурь. Основной вывод в том, что медленный распад нефтедолларовой системы выльется в рост стоимости золота и спад стоимости американского доллара.

Источник

перевод для mixednews – molten