«Путин-2012». Политические риски
19 декабря. Год после выборов прошёл. А говорить-то не о чем. Рассуждения о протестах, «плошчах», политических з/к, экономическом крахе и прочих благоглупостях, о том, чем стал и чем не стал прошедший год для синеокой™, я отдаю на откуп туземным политологам, аналитикам и экспертам. Вывод известен: жопа она и есть жопа.
Не то в России. О конструировании новой политический реальности уже сказано. О возрождении империи тоже. И всё же главной загадкой РФ остаются предстоящие политические трансформации и новый В.В.Путин, «Путин-2012», скажем так. В общем, сегодня даю мастер-класс по кремленологии.
На сегодняшний день Председатель Правительства РФ В.В.Путин набрал бы на президентских выборах 42% голосов. Таковы результаты инициативного опроса ВЦИОМ, проведенного 10-11 декабря. Это и есть стартовая позиция перед нашими затяжными зимними каникулами.
В эти три недели «мозговому тресту» В.В.Путина предстоит выработать модель избирательной кампании, заточенной под задачу-минимум (победа во втором туре) и задачу-максимум (победа в первом туре). Парадокс в том, что В.В.Путин, замиривший Кавказ и организовавший вставание России с колен, столкнулся не с традиционной прослойкой недовольных, но с «бунтом сытых».
Активная часть русского общества, сконцентрированная в двух столицах и в Рунете, внезапно начала требовать к себе уважения. В первой аппроксимации, власть увидела в них либо проплаченных Госдепом баранов, либо, пардон, контрацептивы©. Но загнать их в виртуальное гетто нельзя – В.В.Путин ещё не забыл, что он пришёл в Кремль на два срока как президент всех россиян. И успех этот не мешало бы освежить в третий раз.
В соответствии с великой русской политической традицией «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мёртвых». А вот рассматривать позиции лично В.В.Путина, как внезапно ослабевшие, я бы не советовал. Реально он остаётся единственным возможным претендентом на пост лидера России. Загвоздка в том, что его штабисты не очень понимают природу сил сопротивления. Это неудивительно, так как участники акций протеста и противостоящие им организаторы политических кампаний русского премьера суть одного поля ягоды.
Здесь и успешный торговый капитал со своей клиентелой, и компьютерные скоробогачи, и пробившаяся наверх интеллектуальная обслуга, и мнящие себя лидерами мнений представители сетевого гламура и бумажного глянца. Middle class&upper— middle class. Реализованная мечта реформаторов-западников.
Не гопота заводских окраин и спальных районов, но и не космополитичные boyar russe, управляющие из парижЕй и лондОнов сырьевыми имениями через своих приказчиков. Вот этот русский средний класс и оказался в тупике. Деньжата водятся, самоуважение так и прёт, а людей, способных оформить его политические требования на должном уровне политического представительства, просто нет. Требований, впрочем, тоже нет, а есть запросы, например, спокойно вкушать foie gras.
Поэтому русский средний класс занят обычным для русского среднего класса поиском врага. Назвать своим врагом быдло простонародье, требующее расширения социальных программ? Мешают сидящие в подкорке советские привычки. Выступить против олигархата и крупного капитала? Значит, прямая дорога в левацкий уклон, и опять холодок, но уже не в подкорке, а в копчике: а ну как красные придут и отберут всё, что нажито честным непосильным трудом.
Ergo, единственным безопасным врагом становится имперская бюрократия. Она и пилит, и откатами балуется, и СМИ манипулирует. Кстати, обильно орошая при этом клювы представителей среднего класса в центре и на местах. Политические советники В.В.Путина, натурально, это понимают. Они одерживают множество тактических успехов и контролируют мейнстрим, хоть и в меньшей степени.
Но вопрос делегирования части политических полномочий в пользу среднего класса неразрывно связан с отказом от негибкой иерархии в пользу федерализма. То есть вариант «Путин-2012» — это такая модель сетевой власти в пику вертикали (провалившей план по выборам в Думу). Вот это и есть условные рамки «окна возможностей», поскольку так уж в России устроено, что присвоив себе исключительно право на государственное строительство, власть также обладает и высшим правом на демонтаж.
Парадоксально, но «Путин-2012» и есть кандидат от среднего класса, который перехватит лозунг демонтажа старой модели. Всего-то делов — применить к русскому среднему классу методику, по которой готовят так любимое им foie gras.