В пясду таких пясателей!
В Беларуси синеокой™ роман «Война и мир» гр. Л.Н.Толстого вот уже почти 20 лет служит недосягаемым образцом для мастеров цеха центрально-европейской литературы. Более того, её (литературы) состояние можно характеризовать расхожим парафразом «Уж климакс близится, а Толстого всё нет».
В этом контексте встреча Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко со светилами туземной изящной словесности стала показательной. Показательной тем, что с обеих сторон это была встреча упущенных возможностей.
Писатели упустили возможность задать животрепещущие и злободневные вопросы: где дома творчества и пансионаты? Где творческие отпуска и командировки? Где дополнительные метры жилплощади? Почему не ведётся строительство дач и творческих посёлков? Где пайкИ и загранпоездки?
Ответный ход был бы незамысловат как поверка алгеброй гармонии. Достаточно пожаловать каждому члену СП по деревеньке класса «Ясная Поляна», да к ней в придачу душ по двести подлого люда (для изучения жизни и быта человека труда), и «войны и миры» попрут на-гора, только успевай допечатывать.
Увы, писатели не убедили Главу государства, что порвали с мелкобуржуазным и декадентским прошлым. Не нашлось у них методов против Кости Сапрыкина более удачливого собрата по перу – гр. Л.Н.Толстого.
Власть тоже упустила возможность превратить встречу с лояльными графоманами мастерами художественного слова в грандиозный форум по постановке долгосрочных par excellence идеологических задач, эхо которого раздавалось и через десятилетия.
Ведь насквозь гнилая и растленная общественно-политическая и литературная физиономия белорусской так называемой творческой элиты оформилась не сейчас. Она – лишь продолжение литературного «наследства», ведущего начало с лихих 90-х годов. Годов, которые, говоря словами Горького, заслуживают имени самого позорного и самого бездарного десятилетия в истории белорусской интеллигенции.
Не секрет, что кто-то кое-где у нас порой строчит рассказики, повестушки и романчики, отравленные ядом зоологической враждебности к синеокой™ республике. Определённым кругам на Западе, да и на Востоке, отщепенцам из пятой колонны не нравятся наши успехи как внутри страны, так и на международной арене. Они боятся нашей модели, которая является образцом для всего передового человечества. Их идейные прислужники всячески стараются оклеветать суверенную державу в центре Европы.
В этих условиях задача белорусской литературы заключается не только в том, чтобы отвечать ударом на удары против всей этой гнусной клеветы и нападок, но и смело бичевать и нападать на западную массовую культуру, находящуюся в состоянии маразма и растления. Нам ли низкопоклонничать перед иностранщиной или занимать пассивно-оборонительную позицию? Здесь и нужен прорыв!
А с этим пока дела обстоят архиплохо. На творческом идеологическом фронте обнаружились большие прорехи и недостатки. Здесь и болотный застой в литературе и киноискусстве, и засорение недоброкачественными произведениями театрально-драматического репертуара, литературная подёнщина, пошлость и сумбур вместо музыки.
По Н.А.Добролюбову, литература должна служить обществу, давать ответы на самые острые вопросы современности, быть на уровне идей своей эпохи. Но знают ли об этом наш драматург, критик, поэт и прозаик? Не знают или не хотят знать?
Сейчас, на сломе эпох белорусскому читателю позарез нужны Гоголи и Щедрины. Ergo, белорусская литература должна стать русской литературой со знаком качества. Читающая публика синеокой™ чает, что местечковые инженеры человеческих душ осмыслят опыт строительства сильной и процветающей. Население с трепетом ждало откровений от встречи, нутром чуя, что в этой сфере назрел жёсткий разговор.
Но разговора не получилось. Почему? Потому что на подлинные шедевры нужны гении и время. У синеокой™ нет ни того, ни другого. Гениев, впрочем, нашли бы. Но ведь гении всегда идут не в ногу с идеологическими установками.
Автор благодарит Андрея Жданова за помощь в подборе фактического материала