Ситуация на валютном рынке Белоруссии развивается лавинообразно. Темпы падения белорусского рубля на межбанковском и черном рынках в последние несколько дней возрастают с пугающей быстротой. Если в апреле и начале мая рубль девальвировался в среднем на 0.5-4% в день, то на этой неделе темп вырос до 10-15% в день. Таким образом, при текущем темпе девальвации белорусского рубля курс будет удваиваться примерно за 10 дней, что будет обозначать полное разрушение денежного обращения в стране. Чтобы не допустить такой сценарий, правительству и монетарным властям Белоруссии необходимо в кратчайший срок принимать серьезные меры.
Неофициальный курс уже выровнял условия внешней торговли, поэтому его дальнейшее снижение обусловлено в первую очередь девальвационными и инфляционными ожиданиями. Чтобы остановить девальвацию необходимо, как уже давно говорится многими экспертами, сначала признать факт девальвации и установить единый курс. Кроме того, центральному банку Белоруссии необходимо вернуться на валютный рынок. Эти условия необходимые, но недостаточные. Даже при более высоком официальном курсе спрос на валюту в краткосрочной перспективе будет очень большим, поэтому для удовлетворения всех желающих получить иностранную валюту НБРБ может потребоваться порядка 10 млрд долл., что эквивалентно трехмесячным объемам импорта республики.
Даже в случае получения в ближайшее время единовременно, а не в течение нескольких лет, кредитов от России и ЕврАзЭС на сумму в 5-6 миллиардов долларов у белорусского ЦБ требуемой суммы с учетом собственных золотовалютных резервов для жесткой остановки девальвации не будет. В этом случае девальвация сможет остановиться, только когда торговый баланс страны станет положительным. Если же НБРБ удастся аккумулировать требуемые 10 млрд долл., то возможен второй – менее болезненный сценарий остановки девальвации. В этом случае центральный банк страны сможет выйти на рынок с ресурсами достаточными для того, чтобы заявить – курс будет «таким» (вероятно цифра будет близка к текущим курсам черного рынка) и валюта по нему будет доступна – и сдержать это обещание. В России в 2009 году проблема была решена похожим способом.