Древние боги Литвы

Но признайся, читатель: ты ведь больше наслышан о греческих, римских, египетских божествах. Между тем у древних литовцев существовало неимоверное количество чрезвычайно интереснейших, самобытнейших богов и духов, о которых ты и не слыхивал.

Балтийские племена столетиями создавали свою культуру и религию совместно, и только во второй половине первого тысячелетия разделились на литовцев, латышей и пруссов. Религию литовцев помогают также воссоздать археологические, письменные, лингвистические, этнографические источники, особо — словесное творчество, обычаи, народное творчество и его символика.

Имена богов и духов в исторических иностранных хрониках записаны неправильно и иногда так извращены, что их невозможно проследить или даже угадать. Из текстов видно, что авторы, писавшие о литовских богах, списывали друг у друга, искажали слова, пропускали буквы или приписывали несвойственные им функции, некоторые хроникёры дополняли описания богов своими фантазиями.

Самые ранние сведения о религии литовцев мы находим у греческого историка Геродота (V в. до н.э.), который упоминает гипербореев (северян), славивших своих богов; римлянина Корнелия Тацита (I в.), указывавшего в своём труде «Germania», что айсчяй – прародители литовцев – славят Богоматерь.

О веровании жямайтийцев и пруссов в своей «Географии Балтийского края» (около 1075 г.) Адам Бременет писал, что «обычаи пруссов за многие вещи можно хвалить, если бы пруссы были христианами».

Чрезвычайно важные и достоверные сведения о литовских богах содержится в старинной русскойИпатьевской летописи (1201 — 1292), поскольку часть славянских земель или входила в Великое княжество Литовское, или соседствовала с ним. Так, в записи 1252 года содержатся сведения, что король литовский Миндаугас принял христианство, но крещение было ненастоящим, поскольку он тайно приносил даяния своим богам – Нонадевасу, Телявелису, Дивериксу, Мядейне, Зуйкису, а в лесу не смел даже веточку сломать, сжигал умерших.

Немало сведений о литовских богах мы находим и у польского историка Яна Длугоша (XV в.), у немца Симона Грунау (XVI в.) в его «Хронике Пруссии». И так далее.

Высшие боги 
Read More

Неравенство тормозит восстановление

Переизбрание Б. Обамы на пост президента США стало своего рода тестом  Роршаха, результаты которого можно интерпретировать по-разному. В ходе выборов  кандидаты обсуждали спорные вопросы, которые крайне волнуют меня: длительная депрессия, в которую, кажется, погружается мировая экономика, и растущий разрыв между 1% самых богатых и остальным населением — неравенство в доходах, неравенство в возможностях. На мой взгляд, это две стороны одной медали: в условиях небывалого со времён Великой Депрессии неравенства уверенное восстановление в краткосрочной перспективе будет затруднительным, а Американская мечта — хорошая жизнь в обмен на усердный труд — медленно умирает.

Политики обычно говорят о растущем неравенстве и вялом восстановлении как о явлениях разного порядка, в то время как на самом деле они связаны друг с другом.

Неравенство душит, ограничивает, тормозит наш рост. Если даже журнал Экономист (The Economist), ориентированный на принципы свободного рынка, в своём октябрьском выпуске заявил, что величина и природа неравенства в стране представляет собой реальную угрозу Америке, мы должны понимать: что-то пошло совсем неправильно. И теперь, спустя 4 десятилетия растущего неравенства и крупнейшего экономического спада со времён Великой депрессии, мы не сделали ничего для преодоления этой ситуации.

Существует 4 главные причины неравенства, тормозящие процесс восстановления.

Первая причина кроется в том, что наш средний класс, на котором исторически базировался наш экономический рост, сейчас слишком слаб. В то время как 1% обладателей высоких доходов повысили своё благосостояние на 93% в 2010 году,  средние домохозяйства — те, которые предпочитают скорее тратить, чем сохранять доход, и которые в некоторой степени являются полноценными работодателями — имеют меньшие доходы, чем в 1996 году (с поправкой на инфляцию). Рост в течение предкризисного десятилетия не имел под собой реального фундамента — в то время как доходы выросли на 80%, рост потребления составил 110%.

Read More

Бродячие муравьи из Сальвадора

Один из главных парадоксов жизни современной Латинской Америки – это колоссальный рост уличной преступности и насилия, который происходит несмотря на повышение уровня жизни, расширение образовательной системы, повсеместное снижение рождаемости и крупные социальные преобразования в ряде стран. Даже такие благополучные по меркам региона страны, как Бразилия, Венесуэла и Мексика, тяжело страдают от волны насилия, не говоря уже о бедных странах Центральной Америки.

У латиноамериканской преступности много разновидностей. Однако сальвадорская преступная группировка «Мара Сальватруча» (MS-13) выделяется жестокостью и наглостью своих боевиков даже на фоне мексиканских и колумбийских наркокартелей и бразильских банд из фавел Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Четверть века MS-13 успешно действует по всей Центральной Америке, не позволяя стабилизировать регион после окончания гражданских войн 1980-х годов. Одновременно гангстеры из Сальвадора прочно укоренились на территории США, прежде всего, в штате Калифорния.

Название группировки объясняется следующим образом. «Мара» – это в переводе банда, а слово «сальватруча» обозначает подвид муравьев, которые, собираясь массами и мигрируя, пожирают все на своем пути. Основатели банды выбрали такое название потому, что они были мигрантами, подобно этим муравьям. Цифра же 13 указывает на улицу в Лос-Анджелесе, где изначально обосновалась данная группировка.

Зарождение «Мары Сальватручи»

Появление MS-13 связано с гражданской войной в Сальвадоре в 1980-е годы. Она унесла примерно 100 тысяч жизней, а около 1 миллиона сальвадорцев стали эмигрантами. Многие беженцы прибывали в Лос-Анджелес, где община выходцев из Сальвадора в эти годы достигла численности в 300 тысяч человек. Мигранты из Сальвадора столкнулись с жестким давлением со стороны местного мексиканского населения, среди которого действовала масса этнических криминальных группировок. На первых порах сальвадорцы часто становились их жертвами.

Read More

Если государство рассекает твое тело. Дж.Агамбен

Лидерство в интеллектуальном поле европейской страны невозможно удержать без ритмической поступи колумнистики. Представляем две колонки Джорджо Агамбена для газеты «Ла Реппублика» в переводе Николая Петрова (Омск).


Введение:
 Хотя приводимые нами колонки Агамбена разновременны, недавние события бросают на них новый свет. Конфликт между администрацией США и Федеральной резервной системой («Платиновый триллион» и проч.), рост недоверия американских граждан к банкам, новая волна транснационального банкинга во всем мире (включая «электронные деньги»), тщания сохранять суверенитеты перед этой новой волной — все это говорит о том, как трудно поймать ситуацию в сеть понятий. Но Агамбену это всякий раз удается по-своему: с помощью философской веры.

Если государство рассекает твое тело

Узнаю сегодня из газет, что иностранные граждане, которые отправляются в Соединенные Штаты с визитом, должны быть занесены в картотеку и оставить цифровые отпечатки пальцев при въезде в страну. Поскольку я не считаю для себя возможным проходить такую процедуру, то немедленно аннулировал курс, который должен был вести в марте при Университете Нью-Йорка. Постараюсь объяснить здесь, почему, несмотря на мою симпатию к американским студентам и профессорам, с которыми я связан годами совместной работы и дружеских отношений, я хотел бы быть заодно с другими интеллектуалами и европейскими учеными.

На самом деле, речь не идет только об индивидуальной чувствительности к процедуре, которую проходили угнетенные в прошлом и по-прежнему проходят подданные многих стран, подозреваемые в криминале или преследуемые по политическим мотивам. Если было бы только это, было бы даже мыслимо принять решение разделить в знак солидарности унизительное положение, через которое проходят другие угнетенные человеческие существа. Но проблема сильно превышает границы личной чувствительности и касается нормального политико-правового статуса (или, может быть, теперь нужно было бы выразиться как никогда просто: биополитического статуса) граждан так называемых демократических государств, в которых нам приходится жить.

Многие годы, сперва случайным и бессознательным образом, а затем все более эксплицитно и настойчиво, граждан стремятся убедить войти как в нормальные и человечные в диспозитивы и практики контроля, которые всегда считались исключающими и бесчеловечными. Хорошо известно, что сегодня контроль, который государства могут осуществлять над индивидами благодаря использованию таких электронных гаджетов (dispositivi), как кредитные карты и сотовые телефоны, превосходит ранее немыслимые пределы. Но имеется порог контроля и в манипулировании телами, переступание которых есть знак новых состояний глобальной биополитики. Еще один шаг вперед в том, что Фуко называет родом прогрессирующей анимализации человека, реализуется посредством все более изощренных техник. Электронная картотека цифровых отпечатков пальцев и сетчатки, подкожная татуировка и другие практики того же рода — суть знаки прохождения этого порога.

Read More

Наследники Чавеса

Венесуэла на распутье

Как и предполагалось ранее, Уго Чавес сумел на выборах 7 октября 2012 года с определенным трудом победить своего соперника Энрике Каприлеса, но не свой рак. Кубинские врачи вывели венесуэльского лидера в предвыборный период на пик формы, однако, не смогли победить снедающую его болезнь. В декабре прошлого года власти Венесуэлы и сам Чавес начали официально рассуждать о преемнике команданте на посту президента страны – пока временном, на период очередного лечения на Кубе.

Вслед за этим с «Острова свободы» начала поступать вполне определенная информация о быстро ухудшающемся состоянии здоровья Чавеса. Она повлекла за собой первый после выборов политический кризис в Венесуэле: избранный президент оказался не в состоянии принести присягу ни в официальной обстановке у себя на родине, ни в больничной палате на Кубе.

Соратникам Чавеса с трудом, но удалось решить эту проблему. Верховный суд Венесуэлы одобрил решение Национальной ассамблеи, которое разрешило Уго Чавесу вновь вступить в должность президента, не принося новой присяги. Оппозиция неохотно смирилась с данным решением, ожидая неизбежной развязки.

Учитывая прогнозы специалистов о том, что Чавес вряд ли переживет 2013 год, остро встал вопрос о новом президенте Венесуэле и преемственности курса «боливарианского социализма». Преемником нынешнего лидера объявлен вице-президент Николас Мадуро, хотя, согласно Конституции Венесуэлы, в этом случае страну должен временно возглавить спикер Национальной Ассамблеи, которым является еще один давний соратник Чавеса Диосдадо Кабельо. Сегодня в стране все готово для борьбы за власть, поскольку Мадуро и Кабельо принадлежат к разным группировкам, некогда объединившимся вокруг фигуры Уго Чавеса.

Собрат по оружию

Read More

Сфера праздничного — зона идеологического

Для того чтобы выяснить возможности политико-идеологической «эксплуатации» института праздника, а также обосновать крайнюю приблизительность контроля за его развитием через рычаги непосредственного воздействия, я обратилась к уже существующим определениям праздника. Считаю необходимым оговорить, что имеющиеся модели, по сути, являются промежуточными попытками формализовать этот сложнейший, где-то закрытый, «ускользающий», но столь укорененный в жизни человека феномен.

Подтверждение этому я нашла и в монографии А. В. Бенифанда, где автор указывает, что слово «праздник» в литературе «имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу». При этом оно «часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца)», показывая «лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением».

Далее А. В. Бенифанд подчеркивает, что «в философских исследованиях пока не преодолен некоторый вакуум, недооценивается важное значение категории «праздник» для более глубокого понимания категорий «образ жизни», «духовная жизнь», «общественное сознание» и др.» По поводу последнего трудно что-либо возразить: проанализированный массив материалов меня в этом мнении укрепил. Но причину такого рода трудностей я вижу несколько в ином ракурсе: имеющиеся праздничные «неразрешимости», как мне представляется, являются следствием недопонимания, «несхватываемости» сущности самого феномена праздника. Последний как механизм человеческих взаимоотношений настолько сложен и «закрыт», что до сих пор остается предметом научных дискуссий. Возникает впечатление, что феномен не поддается универсализации.

Обратимся к некоторым из принятых на сегодняшний день толкований самого этого феномена. Так, в энциклопедическом словаре русского библиографического общества «Гранат» дано определение праздника в связи с религиозными мотивами; словарь Ф. А. Брокгауза и А. И. Ефрона различает религиозные и светские праздники; В. И. Даль выводит понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный — порожний, свободный. Немецкий лингвист М. Фасмер считает, что понятие «праздный» заимствовано из исконно русского понятия «порожний». Есть мнения, что понятие «праздник» в русском языке произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых.

Read More

D'inachevé, или Серые будни белорусского чорного пеара

Была у меня работа, связанная с анализом возможностей белорусских пиарщиков. Поскольку пиар в Беларуси говённый и примитивный, я, ничтоже сумняшеся, не стал изобретать велосипед и ебать мозги клиенту, а честно взял за основу классическую работу А.С.Ольшевского «Антикризисный PR и консалтинг», известную в широких кругах русских офисных политтехнологов. То есть тупо сопоставил описанные автором методики с белорусской действительностью.

А теперь, как говорится, инджой Read More

Доклад министра энергетики РФ «Геополитические изменения в контексте американской нефтегазовой революции»

Министр энергетики России Александр Новак выступил с докладом на 49-й Мюнхенской конференции по безопасности «Геополитические изменения в контексте американской нефтегазовой революции». Ниже представлен текст выступления.

Уважаемые дамы и господа!

Тема, которую нам сегодня предстоит обсудить, весьма актуальна – практически по всех странах мира, как производителях, так и потребителях энергоресурсов, активно обсуждается влияние сланцевой революции на различные аспекты нашей жизни – это и энергобезопасность, и экономика и политика.

Еще раз убедился в этом по пути в Мюнхен из Москвы, познакомившись с полемикой на эту тему на страницах ведущей немецкой деловой газеты «Хандельсблатт».

Остановлюсь на нескольких ключевых тезисах, раскрывающих влияние сланцевой революции на геополитику.

Первое. Феномен «сланцевой революции» существенно меняет баланс на мировых энергетических рынках.

Успехи в добыче сланцевого газа и нефти снизили опасения международной общественности перед скорым истощением запасов углеводородного сырья, выраженной в известной теории пиковой нефти — «peak oil».

Новые технологии позволяют нам сегодня получать доступ к огромным запасам углеводородов, которые ранее считались неизвлекаемыми. В этой связи мы ожидаем сохранения роли традиционных углеводородов в глобальном энергобалансе на обозримую перспективу. В своих долгосрочных прогнозах мы исходим из того, что общемировая потребность в энергоресурсах, причем экологически чистых и эффективных, будет возрастать.

Технологический прорыв в добыче природного газа повысил доступность этого энергоресурса в ключевых регионах – потребителях.

Крупнейший производитель сланцевого газа – США, еще недавно являвшиеся нетто-импортером голубого топлива, в ближайшие годы могут стать нетто-экспортером этого сырья.

Одновременно США существенно снижают свою зависимость от импорта нефти — в 2012 г. чистый импорт нефти составил всего 7,5 миллионов баррелей в день. По оценкам экспертов, возможно снижение объемов импорта до незначительных или даже нулевых показателей через 12-15 лет.

Наконец, возрастает конкуренция между видами топлива – как мы видим, подешевевший американский уголь активно замещает газ в европейской генерации, несмотря на опасения экологов за состояние окружающей среды. Другой пример – растущий интерес к газомоторному топливу как альтернативе бензина.

Второй важный момент. Добыча «Сланцевого газа» влияет на международные торговые потоки.
Read More

Как Романовых на царство выбирали

Четыреста лет назад в Москве выдалась жаркая зима. Не в климатическом, так в политическом отношении. Представители разных земель съехались в Белокаменную, чтобы выбрать государя, который установит на Руси покой и законный порядок.

Любое историческое свершение, любой эпизод можно высмеять или представить в карикатурном ракурсе. Такова природа информационной материи. Всё зависит от того, в какую сторону перевернёшь бинокль и что станешь собирать – нектар или помои. Вот и о воцарении Михаила Романова можно написать так: собрались в Москве недавние сторонники поляков и самозванцев вперемешку с героями ополчения – и стали решать, кого утвердить на престоле. Созвать полноценный Земской собор за несколько недель в начале XVII века, да ещё и в условиях разрухи – невозможное дело. То есть, этот представительный орган вряд ли в должной степени отражал «мнение народное». А Михаила Фёдоровича выбрали исключительно под давлением буйных казаков, которым был выгоден царь из Романовых.  Недруги ещё долго называли Михаила Фёдоровича «казачьим царём».  Почему так? Просто многие казаки в своё время поддерживали Лжедмитрия II (Тушинского вора). А отец Михаила именно в тушинском лагере впервые получил сан Патриарха – и теперь они в расчёте на поддержку сделали ставку на Романовых и оказались решающей вооружённой силой.

Автор сравнительно недавно введённой в оборот «Повести о Земском соборе 1613 года» с видимым простодушием описывает эту коллизию:  «И возопиша атаманы казачьи и все воинство казачье велим гласом воедино:

«По Божий воли на царствующем граде Москве и всеа Росии да будет царь государь и великий князь Михаиле Федорович и всеа Росии!» И многолетствовали ему, государю.

Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто же може что изрещи, но токмо един Иван Никитич Романов проглагола: «Тот есть князь Михаиле Федорович еще млад и не в полне разуме». Казаки же глаголюще: «Но ты, Иван Никитич, стар верстой, в полне разуме, а ему, государю, ты по плоти дядюшка прироженный, и ты ему крепкий потпор будеши».

Боляра же разыдошася вси восвояси. Князь же Дмитрей Трубецкой, лице у него ту и почерне, и паде в недуг, и лежа много дней, не выходя из двора своего с кручины, что казны изтощил казаком и позна их лестны в словесех и обман. Боляра же умыслиша казаком за государя крест целовать, из Москвы бы им вон выехать, а самим креста при казаках не целовать. Казаки же ведающе их умышление и принудиша им, боляром, крест целовать. И целоваша боляра крест. Таже потом казаки вынесоша на Лобное место шесть крестов, и целоваше казаки крест, и прославиша Бога вси.

И приехав государь от Костромы к Москве, и поклонишася ему вси, и утвердиша на царствующий град Москву и всея Русии государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси».
Read More

Заговор «прозрачности»

Современная политика — поле экспериментов и гениальных находок. Но все ли понимают, насколько она нова?

Одним из самых неприятных последствий разразившегося финансового кризиса стало крушение доверия к демократическим институтам и политикам. Так, в 2012 году «Траст Барометр», занимающийся исследованиями в области PR на мировом уровне, зарегистрировал небывалое прежде падение доверия к правительствам во всем мире. Может ли увеличение «прозрачности» — новая политическая мантра гражданских активистов, равно как и увеличение числа демократических правительств в мире, переломить эту тенденцию?

Надежда возлагалась на то, что сочетание новых технологий, доступности обществу всех сведений и обновленного гражданского участия позволит людям поставить под надежный контроль своих представителей. Но мысль о том, что прозрачность позволит восстановить доверие общества к политикам, держится на нескольких спорных допущениях, прежде всего, мнении, что, «если люди будут знать правду», они изменят свое отношение к политикам.

К сожалению, все не так просто. Даже если секреты правительства раскрыты, это не значит, что граждане стали более информированы, и тем более не значит, что они стали испытывать большее доверие к общественным институтам. Положим, хотя американские граждане узнали, что президент Джордж Буш-младший на момент ввода войск в Ирак прекрасно сознавал, что у Ирака нет никакого оружия массового поражения, они все равно его переизбрали. Точно так же и итальянцы больше десяти лет терпели у власти Сильвио Берлускони, несмотря на то что едва ли не каждый день видели его очевидные промахи.

В политике «полная информированность» означает просто знание о тех или иных моментах. Хотя правительства и бывают вынуждены признать что-то публично, из этого вовсе не следует, что граждане лучше начинают разбираться в происходящем или лучше понимают, с чем имеют дело. Напротив, если исходящая от правительства информация рассчитана на немедленное опубликование, ее ценность в качестве информации уменьшается, и в силе она остается только как инструмент манипуляции.
Read More

1 206 207 208 209 210 268