Уникален ли антисемитизм?

Что общего у евреев с армянами, ибо и марвари? Историче- 
ски сходные закономерности развития их экономической и
социальной роли – и закономерности гонений
Ужасы Катастрофы, казалось бы, должны были навсегда покончить с антисемитизмом, став его осуждением; однако, эта древняя и ядовитая поросль ненависти вновь возрождается в Европе уже в наше время. В какой мере это объясняется ростом мусульманского населения европейских стран – вопрос, ответить на который не так уж просто. На протяжении столетий многочисленные объяснения антисемитских идей и действий (в том числе погромов и массовых изгнаний) во многом сводились к особенностям взаимоотношений христиан и евреев (в Европе) или евреев и мусульман (на Ближнем Востоке). Тем не менее, многие такие действия, подкреплённые такими же идеями и во многих случаях сопровождаемые теми же словечками и выражениями, совершались в отношении и других групп, которым не были присущи черты, якобы объясняющие антисемитизм христиан и мусульман. Эти другие группы – армяне Османской империи, нигерийское племя ибо, марвари в Бирме, этнические китайцы (хуацяо) в странах Юго-Восточной Азии и ливанцы во многих странах – не имели с евреями ни общей религии, ни общего языка, и даже не принадлежали к одной расе. Роднили их экономические и социальные роли.
На определённом этапе своей истории все эти группы представляли собой «меньшинства посредников» — т.е. людей, по роду занятий оказывающихся между производителями и потребителями, будь то мелкая торговля или ростовщичество. Представители этого меньшинства часто начинали как разносчики, коробейники, бродячие торговцы с кулем за спиной или тележкой. С этого начинались даже такие крупные фирмы как «Мейсис», «Блумингдейлс» и «Леви Стросс», основанные евреями, и «Хаггар» и «Фара» — ливанцами.

Это занятие – бродячий торговец – было широко распространено среди евреев Восточной Европы, эмигрировавших в XIX в. в Америку. Следующим шагом часто становилось владение мелкой лавочкой. Сходные закономерности занятий мелкой розничной торговлей были свойственны ливанцам в Бразилии и китайцам-хуацяо в Юго-Восточной Азии, а в равной степени и другим «меньшинствам посредников» в самых разных странах мира. На первых порах владельцы этих лавочек жили там же, где торговали, — в крошечных помещениях, где днём толклись покупатели. Так, на ночь ливанские лавочники в Сьерра-Леоне просто устраивались на прилавках своих заведений. В Индии при переписи населения марвари часто не попадали в опросные листы переписчиков – поскольку они фактически жили в своих лавчонках на торговых улицах, даже не появляясь в жилых кварталах. В Америке еврейские лавочники часто обитали в закутках за торговым помещением или в лучшем случае над ним (именно так жила семья, в которой вырос Милтон Фридман).

Примечательной чертой таких групп является не то процветание, которое в конечном итоге вознаграждает их представителей, а ужасающая бедность, из которой они поднялись к своему благосостоянию многолетним трудом — часто на протяжении нескольких поколений. Так, в наше время малоимущие американцы, живущие на пособие, просто благоденствуют в сравнении с евреями-иммигрантами нью-йоркского Нижнего Ист-сайда.

Например, проведенное в 1908 г. обследование показало, что примерно у половины живущих там семей одна комната приходилась на 3-4 человека, примерно в 25% семей – на пять и более человек и менее чем в 25% — на двух человек. В тот же период китайские иммигранты, прибывавшие в страны Юго-Восточной Азии, обычно отличались такой же бедностью на грани нищеты. Согласно фундаментальному научному труду Виктора Пурселла «Китайцы в Юго-Восточной Азии», «иммигранты-китайцы, прибывавшие в Индонезию, обычно привозили с собой лишь тючок с одеждой, циновку и подушку.» Примерно так же обстояло дело у ливанских иммигрантов в колониальной Сьерра-Леоне и впоследствии – у корейских иммигрантов и вьетнамских беженцев в Соединённых Штатах.

Эти и прочие общие черты, роднящие «меньшинства посредников» в разных странах мира, породили интересный феномен – китайцев-хуацяо стали называть евреями Юго-Восточной Азии, народность ибо – евреями Нигерии, парсов – евреями Индии, а ливанцев– евреями Западной Африки. Но были у них и другие прозвища – зловещие и леденящие. Их награждали эпитетом «паразиты» — поскольку они, будучи мелкими торговцами и ростовщиками, не производили ничего материального, а были лишь посредниками между производителями товаров и их потребителями. Другое прозвище – «кровопийцы», выражающее представление о посредниках как о тех, кто не вносит свой вклад в благосостояние общества или нации, а просто ухитряется урвать свой кусок от богатства других и за их счёт. Подобное обвинение выдвигалось против бесчисленных «меньшинств посредников», от деревень Индии до негритянских гетто Соединённых Штатов. Read More

На пороге страшного открытия

Как нам всем хорошо известно, у знаменитого младшего счетовода Порфирия Фета был какой-то однофамилец — поэт Афанасий Фет. В отличие от знаменитого Порфирия, Афанасий очень много писал. И стихов, и трудов по практическому сельскохозяйственному изготовлению хлебной водки, и писем понаписал вагоны, да ещё, неугомонный, воспоминания оставил. До того ревновал к славе великого Порфирия Фета, что все свои творения Афанасий публиковал и даже получал за это деньги. Конечно, полностью затмить Порфирия Афанасию не удалось и стихи его из-за этого были «проникнуты тонкой грустной лирикой журавлиного клина».

А я человек такой — попались мне в руки воспоминания этого самого Афанасия Фета, я и стал их внимательно, как у меня водится, читать с карандашом, иронично выгибая соболиные брови свои в различных мемуарных местах. Скажу прямо — окажись у меня в лапах сам поэт Афанасий, уже через час мы сидели бы с ним за одним столом, я бы курил, глядя в окно, а он подписывал бы чистосердечное.

Прочь мечты. Приходиться работать не с живыми людями, а в бумагами. Только что прочитанное у Фета застаило меня кричать и пить воду одновременно в течении получаса.

Перехожу к сути. Дружил Афанасий Фет со всеми подряд — такой уж был характер у человека. Поэтому никто не удивлялся его дружбе с графом Львом Николаевичем Толстым. Который тогда ещё не был маститый морализатор и кудесник, а был 29-летний молодой талантливый автор с кудрями до плеч. И вот сидит грустный Афанасий в гостях у талантливого молодого Толстого, который только что вернулся из физультурного кружка, в котором поднимал гири и прыгал через «козла»: свежий такой ещё, холостой граф, брат Николай Николаевич при нём. Пьют коньяки, беседуют про скорую отмену крепостного права, касаются отношений полов между собой, короче, безумтствуют и сверкают гранями. И заходит на квартиру к Толстым некто Осташков, известный охотник на медведей, живая легенда. С порога начал: «поедемте на охоту, господа, зима уже, а мы всё на нормальной охоте не были, поедемте, а, убьём медведей всческих, а то мне они уже буквально снятся по ночам, будоражат и манят, окаянные! Медведицы стали сниться, до того дело дошло... Поедемте и всех поубиваем!» Конечно, все гости решительно кинулись в дверь, начать немедленно охотиться. Унылого Фета с собой почему-то не взяли. Оставили на квартире. Понятно, не Порфирий же, чего этого Фета с собой на охоту брать?!

Однако Лев Николавич,выбегая, как пишет сам Фет: « выпросил у меня мою немецкую двустволку, предназначенную для дроби». Я так думаю, сказал: «Давай сюда своё ружьё, Фет! А то застрелисся от безделья тут без нас, а мне дробовик очень нужен в охоте на медведя!» А потом, принимая дробовик, добавил, в сторону глядя «Эх, Афоня, всем ты хорош, но не Порфирий, нет!».

Вооружённый двустволкой с дробью ( дробовое ружьё в охоте на вытравленного из берлоги медведя вещь необходимая: ну там, не знаю, сигнал какой подать или посвистеть в дула, чтобы не скучать, а то зачем она вообще?) Лев Николаевич взял с собой ещё какое-то ружьё, но о нём вспоминалось потом всеми как-то туго и неохотно. Read More

Памятка борцу с режимом

Дорогие друзья!

Получил Ваш запрос насчет тактики на суде (из письма Абсолюта и из записки, «дословно переданной» через неизвестное лицо). Абсолют пишет о 2-х точ­ках зрения. В записке говорится о трех группах, — может быть имеются в виду три следующие оттенка, которые я пытаюсь восстановить: 1) Отрицать суд и прямо бойко­тировать его. 2) Отрицать суд и не принимать участия в судебном следствии. Адвоката приглашать лишь на условии, чтобы он говорил исключительно о несостоятельности суда с точки зрения отвлеченного права. В заключительной речи изложить profession de foi  и требовать суда присяжных. 3) Насчет заключительного слова тоже. Судом поль­зоваться как агитационным средством и для этого принимать участие в судебном след­ствии при помощи адвоката. Показывать беззаконность суда и даже вызывать свидете­лей (доказывать alibi etc.).

Лично я не составил еще себе вполне определенного мнения и предпочел бы, раньше чем высказываться решительно, побеседовать пообстоятельнее с товарищами, сидящи­ми или бывавшими на суде. Для почина такой беседы я изложу свои соображения. Многое зависит, по-моему, от того, какой будет суд? Т. е. есть ли возможность вос­пользоваться им для агитации или никакой нет возможности? Если первое, тогда так­тика № 1 негодна; если второе, тогда она уместна, но и то лишь после открытого, опре­деленного, энергичного протеста и заявления. Если же есть возможность воспользо­ваться судом для агитации, тогда желательна тактика № 3. Речь с изложением profession de foi вообще очень желательна, очень полезна, по-моему, и в большинстве случаев имела бы шансы сыграть агитационную роль. Особенно в начале употребления правительством судов следовало бы социал-демократам выступать с речью о социал-демократической программе и тактике. Говорят: неудобно признавать себя членом пар­тии, особенно организации, лучше ограничиваться заявлением, что я социал-демократ по убеждению. Мне кажется, организационные отношения надо прямо отвести в речи, т. е. сказать, что-де по понятным причинам я о своих организационных отношениях го­ворить не буду, но я социал-демократ и я буду говорить о н а ш е й партии. Такая поста­новка имела бы две выгоды: прямо и точно оговорено, что об организационных отно­шениях говорить нельзя (т. е. принадлежал ли к организации, к какой etc.) и в то же время говорится о партии нашей. Это необходимо, чтобы социал-демократические речи на суде стали речами и заявлениями партийными, чтобы агитация шла в пользу партии. Другими словами: формально-организационные отношения мои я оставляю без рас­смотрения, умолчу о них, формально от имени какой бы то ни было организации гово­рить не буду, но, как социал-демократ, я вам буду говорить о нашей партии и прошу брать мои заявления как опыт изложения именно тех социал-демократических взгля­дов, которые проводились во всей нашей социал-демократической литературе, в таких-то наших брошюрах, листках, газетах.

Вопрос об адвокате. Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает. Заранее им объяв­лять: если ты, сукин сын, позволишь себе хоть самомалейшее неприличие или полити­ческий оппортунизм (говорить о неразвитости, о неверности социализма, об увлечении, об отрицании социал-демократами насилия, о мирном характере их учения и движения и т. д. или хоть что-либо подобное), то я, подсудимый, тебя оборву тут же публично, назову подлецом, заявлю, что отказываюсь от такой зашиты и т. д. И приводить эти уг­розы в исполнение. Брать адвокатов только умных, других не надо. Заранее объявлять им: исключительно критиковать и «ловить» свидетелей и прокурора на вопросе про­верки фактов и подстроенности обвинения, исключительно дискредитировать шемякинские стороны суда. Даже умный либеральный адвокат архисклонен сказать или на­мекнуть на мирный характер социал-демократического движения, на признание его культурной роли даже людьми вроде Ад. Вагнеров etc. Все подобные поползновения надо пресечь в корне. Юристы самые реакционные люди, как говорил, кажется, Бебель. Знай сверчок свой шесток. Будь только юристом, высмеивай свидетелей обвинения и прокурора, самое большее противопоставляй этакий суд и суд присяжных в свободной стране, но убеждений подсудимого не касайся, об оценке тобой его убеждений и его действий не смей и заикаться. Ибо ты, либералишко, до того этих убеждений не пони­маешь, что даже хваля их не сумеешь обойтись без пошлостей. Конечно, все это можно изложить адвокату не по-собакевичевски, а мягко, уступчиво, гибко и осмотрительно. Но все же лучше адвокатов бояться и не верить им, особенно если они скажут, что они социал-демократы и члены партии (по нашему § 1 ! !).

Вопрос об участии в судебном следствии решается, мне кажется, вопросом об адво­кате. Приглашать адвоката и значит участвовать в судебном следствии. Отчего же не участвовать для ловли свидетелей и агитации против суда. Конечно, надо быть очень осторожным, чтобы не впасть в тон неуместного оправдывания, это что и говорить! Лучше всего сразу, до судебного следствия, на первые вопросы председателя заявить, что я социал-демократ и в своей-де речи скажу вам, что это значит. Конкретно решение вопроса об участии в судебном следствии зависит всецело от обстоятельств: допустим, что вы изобличены вполне, что свидетели говорят правду, что вся суть обвинения в не­сомненных документах. Тогда, может быть, не к чему и участвовать в судебном следст­вии, а все внимание обратить на принципиальную речь. Если же факты шатки, агентур­ные свидетели путают и врут, тогда едва ли расчет отнимать у себя агитационный ма­териал для изобличения подстроенности суда. Зависит также дело и от подсудимых: если они очень утомлены, больны, устали, нет привычных к «судоговорению» и к сло­весным схваткам цепких людей, тогда будет, может быть, рациональнее отказаться от участия в судебном следствии, заявить это и все внимание отдать принципиальной ре­чи, которую желательно подготовить заранее. Во всяком случае речь о принципах, про­грамме и тактике социал-демократии, о рабочем движении, о социалистических целях, о восстании — самое важное.

Повторяю в заключение еще раз: это мои предварительные соображения, которые всего менее следует рассматривать как попытку решать вопрос. Надо дождаться неко­торых указаний опыта. А при выработке этого опыта товарищам придется в массе слу­чаев руководиться взвешиванием конкретных обстоятельств и инстинктом революцио­нера

Источник

Гей в законе

Протодиакон Андрей Кураев — о том,

зачем принимаются законы о запрете пропаганды гомосексуализма среди подростков

РГ: Какие реальные ограничения можно будет потребовать ввести, если подобные законы вступят в силу?

Протодиакон Андрей Кураев: Мне кажется, цель и смысл таких законов не в том, чтобы сделать их орудием какого-то прямого действия, а в том, чтобы продекларировать волю гражданского общества к сопротивлению перед лицом сильного гомосексуального лобби. Например, в российских массмедиа, прежде всего телевидения.

РГЯ, наверное, невнимательный телезритель, но я не замечала действие гомосексуального лобби на голубых экранах.

Протодиакон Кураев: Посмотрите повнимательнее на программу российского ТВ во время празднования Пасхи. Сразу обнаружится, что на самом деле отмечалось совсем другое событие — день рождения Аллы Пугачевой! Это оказалось важнее. Телевизионные боссы и звезды шоу-бизнеса живут по своему календарю, молятся своим богам.

РГ: Может, это просто невысокий уровень культуры?

Протодиакон Кураев: Нет, это другая система ценностей, другое видение человека, смысла его жизни.

РГНо Пугачева-то не гомосексуалист.

Протодиакон Кураев: Но она активно лоббирует гомосексуалистов.

РГ: А как? Я совсем не в теме.

Протодиакон Кураев: Привозила английский хор гомосексуалистов в Россию. Да и взлелеянные ею «звезды» и «звездюки» — а она тоталитарно управляет российской эстрадой, сама не исполняя новых произведений — это тоже определенного поля ягоды. Read More

Ледовое побоище: реальность и мифология

5 апреля в России малозаметной прошла очередная годовщина Ледового побоища. В 1242 году Александр Невский разбил крестоносцев на Чудском озере и тем самым сорвал бесчеловечные планы немцев по уничтожению, порабощению и моральному разложению православного народа.

Эта битва известна практически всем россиянам (а также украинцам и белорусам, ходившим еще в советские, а не националистические школы), и факт победы русских дружин подтверждается как отечественными источниками (летописями), так и немецкими – прежде всего, Ливонской Рифмованной хроникой, Хроникой Ливонии Генриха фон Вартберге, Хроникой Тевтонского ордена и еще рядом других.

Пересказывать ход битвы мы не будем, а расскажем о, так сказать, контексте той эпохи – то есть о том, о чем пропагандисты предпочитают умалчивать.

В России князь Александр Невский был признан святым в середине XVI века, но его настоящая популярность началась в XVIII веке, когда Россия захватила у Швеции по итогам Северной войны Лифляндию и Эстляндию. Однако это понималось не как просто захват, а возвращение своих прежних владений – в XVIII веке были введены в оборот летописи, в которых говорилось о русских поселениях в Прибалтике, а также об основании города Юрьева (Дерпт, Тарту) князем Ярославом Мудрым еще в XI веке.

Вторую жизнь Александру Невскому и его подвигам дала сталинская эпоха – все помнят отличный фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», за который режиссер получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения. С того же момента, а также уже в ходе и после Великой отечественной войны в поп-историографии возникло представление о том, что Александр Ярославич защищал Русь от немецкого нашествия. В общем, это было созвучно эпохе, тем более, что страна только-только пережила войну с Германией, и стало затем частью советского национально-исторического мифа. Он был затем творчески развит откровенными шарлатанами от науки.

Например, евразиец Лев Николаевич Гумилев придумал историю о том, что якобы ханы Великой Орды присылали Невскому на Чудское озеро в помощь монгольские отряды. Согласно ему, исторический выбор русских князей – стать на столетия данниками Орды, был полностью верным: защитившись от крестоносного Запада, Русь сберегла православие, побывав, правда, в многосотлетнем ордынском рабстве.

Между тем, источники донесли до нас косвенные свидетельства того, что далеко не все русские люди в XIII веке видели положительное в азиатчине, и даже наоборот – активно сотрудничали с европейцами, опасаясь авторитарных наклонностей у ряда князей. Read More

Похороны гегемонии

В нашем мире нет гегемона, так как гегемонизм умер тогда же, когда умерла Британская Империя. Гегемонами не были и США с СССР в ещё не забытый нами период двуполярья, хотя мир по инерции («по старой памяти») продолжал обвинять обе сверхдержавы в стремлении именно к этому — гегемонизму. Должен сказать, что ни объективной оценки, ни отстранённого («холодного») исследования двуполярного мира не существует, очевидно по причине недавности и идеологической злободневности, заставляющей победителя демонизировать проигравшую сторону, чего мы не наблюдаем при попытках исследований реальной борьбы за место мирового гегемона в XVIII или XIX веке.

Нынешнее же, сиюминутное положение выведено из поля зрения человечества вообще. И виновата тут не чья-то злокозненность, а очевидная неспособность массового сознания «видеть» то, что находится у него по носом. Реальность, будучи поднесённой слишком близко к глазам, попадает в слепое пятно и расплывается. Мы с вами, как и наш глобальный «со-временник» ещё не успели осознать, что уже каждая из сверхдержав была «больше», чем гегемон, государство же США переросло это понятие настолько, что по прошествии некоторого времени человечеству понадобится придумать какой-то новый термин для обозначения «знака времени», под которым мы живём.

Попытки изобрести такой термин предпринимались, так Юбер Ведрен называл феномен США начала XXI века hyperpower, а Йозеф Йоффе — uberpower, однако в массовом сознании эти обозначения (во всяком случае пока) не прижились. Следует понимать, что «гегемонизм», как это понимается сегодня, представлял собою такую форму доминирования одного государства, при которой прямое, «военное» давление было не только не единственным, но даже и не главным. Недаром во времена классического гегемонизма появилось такое понятие как «сфера влияния», причём под «влиянием» подразумевалось вовсе не влияние «солдатским сапогом», «сапог» был иногда необходимым, но всё же подспорьем.

На первый план военная сила выходила только при попытках либо расширить свою сферу влияния, либо как ответ на чужое посягательство в отношении своей сферы влияния. Кроме того, как уже рассматривалось нами повыше, в эпоху классичесого гегемонизма государство-гегемон, каким бы сильным оно ни было, было не в состоянии в одиночку противостоять коалиции объединившихся против него государств, а поскольку такие попытки предпринимались раз за разом, то и гегемон был вынужден в ответ сколачивать свои собственные коалиции, причём состав коалиций напоминал тасующуюся колоду карт, а это, в свою очередь, привело к необыкновенному усложнению такой составляющей «силы государства» как дипломатия. Read More

Светлый праздник Пасхи

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!


Подготовлено в США

Переворот в Мали

Подготовка: Американские военные признали, что Саного «проходил обучение по финансируемым США программам ‘Международного военного образования и подготовки’ (IMET) на территории Штатов, в том числе – начальную офицерскую подготовку». Какие именно курсы проходил Саного пока не ясно. Сам он подтвердил факт обучения в Америке в нескольких интервью, но отказался раскрыть детали. До мартовских событий США ежегодно направляли $600 000 на обучение военных в Мали с целью противодействия Аль-Каиде в исламском Магрибе.

Возвращение: 22 марта капитан Саного с группой примкнувших к нему офицеров провозгласили себя Национальным Комитетом по Восстановлению Демократии и Государственности и свергли правительство президента Амаду Тумани Турэ.  (Сам Турэ впервые взял власть путём переворота в 1991, но быстро передал её гражданским правительственным структурам, а через десять лет его избрали президентом). Солдаты не чувствовали поддержки, сражаясь с мятежными туарегами на севере страны. Хунта распустила правительственные учреждения и закрыла границы, а Мали исключили из ряда международных организаций. Соединённые Штаты осудили переворот и прекратили военную помощь.

Сторонники Саного уже обращаются к нему как к президенту, хотя сам он торжественно обещал в ближайшее время передать власть гражданским правительственным структурам (между тем, президентские выборы назначены на апрель).

Яхья Джамме

Страна: Гамбия

Подготовка: Джамме (тогда – капитан) прошёл подготовительные курсы военной полиции  на военной базе Маклеллан штата Алабама в 1994.

Возвращение: Вернувшись по окончанию обучения из Алабамы, 29-летний Джамме с четырьмя младшими офицерами совершил бескровный переворот 1994, отстранив от власти законно избранного президента Давду Джавару. Джамме обещал, что это будет «особенный переворот» и он отойдёт от власти «как только будет наведён порядок». Спустя 18 лет Джамме всё ещё у руля.

Помимо жёстких мер, применяемых в отношении оппозиции и прессы, Джамме прославился эксцентричным поведением, например, поддержкой методов лечения СПИДа травяно-банановыми средствами, а так же охотой на колдунов. После переизбрания на четвёртый срок по итогам широко раскритикованных выборов 2011 года, Его Превосходительство Президент Шейх Профессор Аль-хаджи Доктор Яхья Джамме (как он сам себя называет) посоветовал своим критикам «отправиться к чёрту» и дал обет править миллиард лет. Read More

Колонка для Naviny.by от 9.IV.2012

В чьих яйцах смерть Беларуси?

Вторая подряд Страстная неделя продолжается в Беларуси синеокой™. Сам Господь Бог наш Иисус Христос смог выдержать только одну. Но не таков народ-богоносец – ему что две, что три Пасхи, – вынесет всё, и широкую ясную грудью дорогу проложит себе.

Вот с этой оптимистической ноты и начнём мы сегодняшние православные пасхальные чтения. Дело ответственное, с кондачка за него браться не следует. Пошелушив туземные информационные ленты, покопавшись в блогах Байнета, полистав местечковый       Twitter, volens nolens приходишь к выводу, что весна не принесла в центр Европы мир под оливами. В традициях пасхальной обрядности Брюссель и Минск меряются хуями, выясняя, чьи яйца больше головы.

Никакой чрезвычайщины, натурально, нет, наблюдаемые процессы носят, скорее, алармистский характер – хватай мешки, вокзал отходит! Пресловутый сиюминутный алармизм всё отчетливей становится фирменной синеокой™ управленческой парадигмой.

И это правильно. Ибо, несмотря на приверженность социалистическому пути развития, туземные стратеги давно утратили навыки даже и социалистического планирования. Конечно, бумага терпит материалы IV Всебелорусского народного собрания (бумага всё стерпит), цифры и показатели. Но самого Плана просто нет.

Это не хорошо и не плохо. Это закономерный результат отсутствия политического предвидения и политической же штабной культуры. В суетливых метаниях туземной элиты нет места замыслу и целеполаганию, на первый план вышли волюнтаризм и субъективизм.

Типаж синеокого™ управленца известен. Read More

Понедельник, день особый

Кстати о понедельнике. 
Давненько я что-то не писал ничего конспирологического. Задевающего, то есть, чувства нормальных правильных людей, которые во всякую чушь не верят, а верят только в науку и телевизор.В данном случае я хочу поговорить о такой актуальной теме, как суеверия. Ну, знаете – чёрная кошка дорогу перебежала, левая ладонь к деньгам чешется, понедельник день тяжёлый.Вот как раз о нём-то, родимом, и поговорим.

Как известно, живём мы на острове невезения. Мы несчастные люди-дикари, у которых крокодил не ловится и не растёт кокос. Причина тому – что мама нас родила в понедельник. Понедельники можно было бы и отменить, но, как назло, на нашем острове нет календаря, и живём мы в день какой неведомо, в никаком году.

Ну, то, что после семнадцатого года у нас нет календаря, мы и так знаем. Был у русских свой календарь, да сплыл. Труп календаря остался церкви – и теперь православный человек должен выбирать между постом и Новым Годом, причём что не выбери, праздник всё равно испорчен. ПРОМБЛЕМА. До семнадцатого года такое никому бы и в голову не пришло – новолетье было вкусным светским праздником, с сёмужкой и выпивончиком, ничуть не противоречащий православию, даже очень строгому [1].

Однако тут хотя бы можно сказать, что мы зато приобщились к календарю мировому. И теперь восьмое марта и первое мая у нас «как в Европе», и Новый Год тоже. Тут хоть какая маржа.

Я же хочу поговорить о вопросе куда более тонком и интересном. А именно – о том самом понедельнике.

Неделя, в отличие от годового цикла, у всех всегда была общей. Но есть интересный момент: а с какого дня неделя начинается?

Мы, советские граждане, привыкли к тому, что неделя начинается с понедельника, как же иначе. Воскресенье – последний выходной день, а в понедельник выходить на работу. «Понедельник день тяжёлый».

Однако если мы заглянем хоть в какой календарик на английском, то обнаружим, что у них неделя начинается с Sunday. «Солнечный день». Он же – воскресенье. Понедельник в таком случае – «день второй», и так далее. А седьмой день – суббота, «всё по Библии».

На самом деле, конечно, это не совсем по Библии. Библейские дни начинаются с вечера (точнее, с захода солнца и появления первой звезды), так что библейская суббота – это «с вечера нашей пятницы до вечера нашей субботы». Тем не менее, это ближе к библейской схеме: «библейскую» и «нашу» субботу разделяют всего несколько часов. И, разумеется, воскресенье в любом случае оказывается первым днём недели, первым, а не последним.

Итак, во всём англосаксонский мире, а также в Израиле, воскресенье считается именно первым днём недели. То есть Лорды Земли так видят структуру своего времени, ага.

«В остальном мире» всё гораздо сложнее. Не будем дёргать разные неевропейские страны, где вообще непонятно что да как. Но согласно международному стандарту DIN 1355 / ISO 8601 (у нас это ГОСТ ИСО8601—2001), неделя начинается с понедельника. Первой неделей года считается неделя, включающая в себя четверг, так что может получиться так, что первые дни января формально относятся не к первой неделе года, а к 52-й – 53-й неделе прошлого. Разумеется, в США и Великобритании первой неделей года считается та неделя, в которой есть 1-е января, так что 31-е декабря может относиться к первой неделе следующего года, а не к последней предыдущего. При этом в большинстве стран Европы (кроме Швеции и Норвегии) первой неделей нового года считается неделя, содержащая воскресенье… Впрочем, это уже тонкости, которые интересуют в основном бухгалтеров и программистов, и мы в них залезать не будем. Read More

1 31 32 33 34 35 51