«THINGSPIELE» И БЕРЛИНСКАЯ ОЛИМПИАДА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Использовавшиеся республикой эстетические формы были подхвачены, расширены и усовершенствованы в период нацизма. Материальные и человеческие ресурсы, обретшие законный статус благодаря новому Министерству пропаганды и выделяемые нацистами на репрезентацию своего государства, далеко превзошли ресурсы республики. Это не означало, что празднества как таковые стали «лучше», но теперь вопросы публичной репрезентации и пропаганды решались на другой организационной основе. В отличие от плюралистической Веймарской демократии, нацистское государство не допускало альтернативных или оппозиционных взглядов, оспаривающих его полномочия на национальном символическом ландшафте. Самыми известными массовыми мероприятиями, проводившимися нацистами, были партийные съезды в Нюрнберге. Вопреки распространенному ныне мнению, съезды НСДАП не содержали оригинальных с эстетической точки зрения черт. Зато они сочетали и расширяли, часто в беспрецедентных масштабах, хорошо известные элементы, характерные для политических собраний. Праздничные дни в Нюрнберге определялись парадами и — в еще большей степени — народными развлечениями, поскольку организаторы быстро поняли, что развлечения поддерживают людской интерес[96]. Съезды НСДАП обеспечивали национал- социалистическую интерпретацию городского пространства, а также демонстрацию силы, общности и субординации. По сути, эти съезды оставались встречами между лидером и его приверженцами, характерными для домодернистской эпохи. Привлечение внимания к Гитлеру, гулявшему по Нюрнбергу на виду у публики, равно как и требующие много времени изнурительные парады были частью этой концепции[97].
В отличие от съездов, попытки нацистов создать свой собственный массовый театр, «Thingspiel», давно считаются с треском провалившимися. В самом деле, от идеи«Thingspiel» отказались уже через несколько лет, в середине 1930-х. В первые годы Третьего рейха организаторов празднеств завораживала идея вовлечения больших групп людей в массовые зрелища, проводимые под открытым небом на специально подготовленных для этого площадках. Хотя акцентировалась связь «Thingspiel» с античной и немецкой театральными традициями, в нем использовались многие идеи, характерные для культуры общенациональных торжеств того времени, а именно вовлечение масс, хореография тел, общность участников и зрителей. Предпочтение отдавалось площадкам под открытым небом, встроенным в живописный ландшафт. Существовавшее исключительно в Третьем рейхе, движение «Thingspiel» было недолгим экспериментом[98]. Однако в контексте дискуссии о реформировании театрального пространства, массовой хореографии и о единстве различных художественных форм «Thingspiel» выступает как заключительный этап концепций, обсуждавшихся гораздо дольше, чем в период с 1933-го по 1936 год[99]. Это не значит, что движение «Thingspiel» не создало ничего выдающегося, в частности в области архитектурного дизайна театральных площадок.