Альберт Кранц, достойный доверия немецкий историк в 1500 году, а потом поляк Меховита поведали о временах, когда народ Литвы погрязал в языческих заблуждениях и поклонялся трем главным божествам: огню, лесу и змею. Все язычники особенно выделяли огонь, потому что ему приносили все жертвоприношения, а персы в заблуждении своем считали, что огонь сам по себе есть божество. Геродот свидетельствует, что египтяне принимали огонь за ожившее чудовище, которое пожирает все сущее, а поглотив все вещи, умирает и само. Священными считались и леса, потому что египтяне верили, что все обитающие в лесу животные являются богами. Как говорил поэт: «И лес богами был обитаем».
В подобном заблуждении пребывают и многие, они верят, что их вождей и королей ждет божественная судьба, что после кончины они воссядут в небесах в сонме богов, особенно, если предать их сожжению, чтобы они вознеслись, или воспрянут в лесу, превратившись в одно их лесных существ. И люди поклоняются этим ложным богам, восхваляют их и совершают жертвоприношения. Более того, даже змей почитают священными хранителями жилищ, никогда не приносящими вреда их обитателям. Геродот утверждает, что фессалийцы сооружали для таких существ высокие погребальные насыпи.
Даже если кажется, что эти суеверия истреблены и основательно забыты, то это все же неверно, потому что в некоторых местах, затерянных в полночных пустынях королевства Норвегии и Вермланда, это поклонение демонам сохраняется и доныне. Но литовцы в году 1386 от рождества Христова были избавлены и очищены от таких нечестивых заблуждений.
Меховита свидетельствует, что в этом году самый могущественный литовский князь Ягелло и его восемь братьев приняли веру Христову, которая сохраняется и укрепляется там до наших дней. Однако, как упоминает тот же историк, на оживленном торговом пути из Литвы в Московию, на границе между этими странами, установлен истукан, называемый на местном языке Злота Баба, то есть Золотая Старуха, и все проезжающие приносят этой Старухе щедрые дары и жертвования — в противном случае их путешествие не будет ни успешным, ни безопасным. Наряду с другими изумительными чудесами, о подобном в своей «Вандалии» упоминает Альберт Кранц.