Николай Кондратьев (1892—1938) был русским экономистом, разработавшим теорию о том, что капиталистические экономики подвержены влиянию повторяющегося 54-летнего цикла, хотя я видел толкования его трудов, в которых такие циклы длились от 40 до 60 лет. Каждая «волна Кондратьева» делится на четыре периода, получивших названия четырех времен года. Волна начинается с экономического бума и заканчивается крахом, длящимся несколько лет. Период экономических потрясений называется Зимой Кондратьева.
Зима Кондратьева знаменуется депрессией и дефляцией, как во время Великой Депрессии 1930-х. Последователи его теории в общем и целом согласны относительно того, что мир сегодня переживает очередную такую Зиму.
Я не являюсь сторонником теории Кондратьева, так как не верю, что события предопределены или укладываются в точно определенные циклы. Тем не менее, я принадлежу к австрийской школе экономики и поэтому признаю, что экономические бумы, искусственно вызванные дешевыми кредитами, действительно происходят и их результатом становится неизбежный коллапс. Так что в этом смысле я мог бы согласиться с теми, кто желает называть происходящее Зимой Кондратьева.
Как и в1930-х мы переживаем депрессию и если использовать правильные деньги для измерения цен, то на дворе дефляция. Однако сегодняшняя дефляция обычно таковой не признается, потому что люди смотрят на цены через призму национальных валют, не используя золото.
Долларовые цены активов, как например домов, сырой нефти и фондового рынка падают, но это не дефляция. Это пример того, как переоцененные активы падают в цене до более реалистичного уровня. Цены на активы падают во время краха, потому что излишние кредиты, розданные во время бума, выжимаются из системы. Этот процесс разрушения капитала, не являющийся дефляцией. Дефляция, как и инфляция, — монетарные феномены.
Цены на недвижимость, нефть и акции падают даже тогда, когда валюта, в которой эти цены измеряются, инфлируется. Доллар переживают инфляцию даже по данным индекса потребительских цен (CPI) американского правительства, с помощью которого, по мнению многих, включая меня, занижаются темпы роста инфляции намеренно. Инфляция означает, что доллар теряет покупательную способность. Тогда как в 1930-х гг. покупательная способность доллара росла, что и происходит в условиях дефляции. Его покупательная способность росла тогда, потому что доллар был привязан к золоту, сначала по $20,67 за унцию, а после девальвации доллара Рузвельтом — по $35.
Сегодня доллар – бумажная валюта. Он больше не обеспечен золотом или привязан к нему по фиксированной ставке, но неформально связан с золотом через плавающий курс, как правило, называемый ценой золота. Хотя в наши дни золото редко обращается как валюта, оно полезно в экономических расчетах, то есть для измерения цен, чтобы определить — инфляция у нас или дефляция.
Например, посмотрим на цену такого популярного товарного ресурса как чай, который подорожал на 49,6% с $2,28 за кило в январе 2000 года, приблизительно на пике экономического бума, до $3,41в прошлом месяце. Но в граммах золота цена чая за период упала с 0,251 г. за килограмм до 0,066 г. Иными словами, в прошлом месяце на 0,251 г. золота можно было купить в 3,8 раза больше чая, чем в 2000 году. Такой огромный рост покупательной способности золота и есть дефляция, как это было в 1930-х гг. Сравнение цен на дюжину других товаров и услуг даст похожий результат. Цены на товары и услуги в золоте падают или, иными словами, покупательная способность золотых денег растет из-за дефляции.
К сожалению, сегодня почти все рассчитывают цены только в долларах или национальной валюте. Как следствие, говорят: «Цена на золото растет». Однако надо понимать, что растет покупательная способность золота. В условиях дефляции деньги покупают больше, золото это и делает, хотя такое видение покупательной способности и цен, как правило, игнорируется. В отличие от 1930-х годов, в современном мире бумажных валют дефляция становится очевидной только при измерении цен в золоте.
Учитывая преобладающие сегодня неблагоприятные экономические условия и золотую дефляцию, мы в том, что можно было бы назвать Зимой Кондратьева, но чтобы быть более точным, я предпочитаю называть происходящее «пузырем бумажных валют». Он надувался в течение 40 лет, и за это время люди забыли, что такое золото, и стали чрезмерно полагаться на валюту, которая ничем не обеспечена.
Все пузыри нежизнеспособны и этот пузырь тоже лопнет. Когда это произойдет, большинство людей, сегодня однозначно отвергающих золото или игнорирующих его монетарные качества, вновь поймут, что эти качества и характеристики, из-за которых золото считалось деньгами в течение 5,000 лет, не исчезли, не были разрушены и не потеряли свою полезность. Они такими и остались, но, к сожалению, были забыты или отброшены, что и вызвало образование пузыря бумажных валют.
Когда этот пузырь лопнет, цена на золото взлетит вверх и бумажные валюты рухнут, как с ними происходило на протяжении всей монетарной истории. В тот момент я ожидаю, что золото вернется к своей традиционной и заслуженной роли международных денег в сердце системы международной торговли. Поэтому я рекомендую продолжать накапливать физическое золото и, если к тому есть склонность, серебро, чтобы защитить свой капитал в преддверии того, что нас ожидает. Хотя покупательная способность золота и растет всю последнюю декаду, у нее еще есть много места для роста.