X

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова информационному агентству «Синьхуа» (Китай), 30 апреля 2022 года

Вопрос: Как Вы думаете, в чем суть украинского кризиса? Что может сделать международное сообщество, чтобы решить эту проблему?

С.В.Лавров: Когда мы говорим об украинском кризисе, то речь нужно вести, прежде всего, о многолетней деструктивной линии государств Запада во главе с США, которые после окончания «холодной войны» взяли курс на сколачивание однополярного мироустройства. Одной из ключевых составляющих таких действий стала безоглядная экспансия НАТО на Восток. И это несмотря на данные еще советскому руководству соответствующие политические обязательства о нерасширении Альянса. Как известно, эти обещания остались пустыми словами. Все эти годы натовская инфраструктура перемещалась все ближе к российским границам.

Западников никогда не смущало то, что своими действиями они грубо нарушают взятые на себя международные обязательства не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других. В частности, Вашингтон и Брюссель высокомерно отвергли выдвинутые Россией в декабре прошлого года инициативы по предоставлению нашей стране гарантий безопасности на западном направлении. Речь шла о прекращении процесса расширения НАТО, отказе от размещения на Украине угрожающих нам вооружений и возвращении военной инфраструктуры Альянса к конфигурации по состоянию на 1997 г., когда был заключен Основополагающий акт об отношениях России и НАТО.

Общеизвестно, что США и страны НАТО всегда рассматривали Украину как один из инструментов сдерживания России. На протяжении многих лет они активно подогревали там антироссийские настроения, принуждали Киев делать искусственный, ложный выбор: либо с Западом, либо с Москвой.

Именно коллективный Запад сначала спровоцировал, а затем поддержал антиконституционный госпереворот в Киеве в феврале 2014 г. К власти на Украине пришли националисты, которые сразу развязали кровавую бойню в Донбассе, а на остальной территории страны взяли курс на уничтожение всего русского. Напомню, что именно из-за этой угрозы жители Крыма в том же 2014 г. на референдуме высказались за воссоединение с Россией.

На протяжении всех прошедших лет США и их союзники не сделали ничего, чтобы остановить внутриукраинский конфликт. Вместо того чтобы побуждать Киев к политическому урегулированию на основе минского «Комплекса мер», они «накачивали» киевский режим оружием, обучали и вооружали украинскую армию и националистические батальоны, в целом осуществляли военно-политическое освоение территории Украины. Поощряли реализуемый киевскими властями агрессивный антироссийский курс. По сути, подталкивали украинских националистов к срыву переговорного процесса и силовому решению «проблемы Донбасса».

Наше глубокое беспокойство вызывали реализуемые при поддержке Пентагона на Украине в непосредственной близости от российских границ незаявленные биологические программы. И, конечно, мы не могли оставить без внимания нескрываемые намерения киевского руководства обзавестись военным ядерным потенциалом, что создавало бы неприемлемую угрозу национальной безопасности России.

В этих условиях у нас не было иного выбора, как признать Донецкую и Луганскую Народные Республики и начать специальную военную операцию, направленную на защиту людей от геноцида со стороны неонацистов, демилитаризацию и денацификацию Украины. Хочу особо подчеркнуть, что свои действия Россия осуществляет в рамках выполнения обязательств по двусторонним договорам о сотрудничестве и взаимной помощи с ДНР и ЛНР, по официальным запросам Донецка и Луганска на основе статьи 51 Устава ООН о праве на самооборону.

Начатая 24 февраля специальная военная операция развивается строго по плану. Все ее цели будут обязательно достигнуты, несмотря на противодействие наших оппонентов. Сейчас мы являемся свидетелями проявления классических «двойных стандартов» и лицемерия западного истеблишмента. Публично выражая поддержку киевскому режиму, страны НАТО делают все, чтобы помешать завершению операции путем достижения политических договоренностей. На Украину через Польшу и другие страны НАТО нескончаемым потоком идут различные вооружения. Все это делается под предлогом «борьбы с вторжением», а, на самом деле, США и Евросоюз намерены воевать с Россией «до последнего украинца», и им абсолютно безразлична судьба Украины как самостоятельного субъекта международных отношений.

Ради удовлетворения собственных геополитических амбиций Запад готов поставить под угрозу энергетическую и продовольственную безопасность целых регионов мира. Иначе чем объяснить безудержный маховик антироссийских санкций, который запустили западники с началом операции и который они не думают останавливать?

Если США и НАТО действительно заинтересованы в урегулировании украинского кризиса, то, во-первых, они должны одуматься и перестать поставлять Киеву оружие и боеприпасы. Украинский народ нуждается не в «Стингерах» и «Джавелинах», а в решении неотложных гуманитарных вопросов. Россия этим занимается с 2014 г. За это время в Донбасс были поставлены десятки тысяч тонн гумгрузов, а с начала специальной военной операции на освобожденную от киевского режима часть Украины, в ДНР и ЛНР уже поступили около 15 тыс. тонн гуманитарной помощи.

Во-вторых, необходимо, чтобы Киев прекратил циничные провокации, в том числе в информационном пространстве. Украинские вооруженные формирования, используя мирных граждан в качестве «живого щита», осуществляют варварские обстрелы городов, как это было в Донецке и Краматорске. С животной жестокостью издеваются над удерживаемыми российскими военнослужащими, публикуя свои зверства в Интернете. И одновременно, при помощи своих западных покровителей и подконтрольных западникам глобальных СМИ, обвиняют в военных преступлениях российскую армию. Перекладывают, как у нас говорят, ответственность за происходящее с больной головы на здоровую.

Западу давно пора прекратить безоговорочно «обелять» и покрывать Киев. В противном случае в Вашингтоне, Брюсселе и других западных столицах должны отдавать себе отчет в ответственности за соучастие в кровавых преступлениях украинских националистов.

Вопрос: Какие меры приняла Россия для защиты жизни и имущества мирных жителей и какие усилия предприняла для налаживания гуманитарных коридоров?

С.В.Лавров: Как мною уже отмечено, специальная военная операция идет по плану. В ее рамках российские военнослужащие делают все от них зависящее, чтобы избежать потерь среди мирного населения. Удары наносятся высокоточным оружием, прежде всего, по объектам военной инфраструктуры и местам сосредоточения бронетехники. В отличие от украинской армии и националистических вооруженных формирований, использующих население в качестве «живого щита», российская армия оказывает местному населению всевозможную помощь и поддержку.

Ежедневно открываются гуманитарные коридоры на харьковском и мариупольском направлениях для эвакуации жителей из опасных районов, однако киевский режим требует от контролирующих соответствующие районы «национальных батальонов» не выпускать мирных граждан. Тем не менее, многим удается выбраться при содействии военнослужащих России, ДНР и ЛНР. За время СВО на «горячую линию» Межведомственного координационного штаба Российской Федерации по гуманитарному реагированию поступили обращения о содействии в эвакуации в Россию 2,8 млн человек, из которых 16 тыс. – иностранные граждане и сотрудники международных миссий ООН и ОБСЕ. Всего эвакуировано из Украины, ДНР и ЛНР 1,02 млн человек, из которых свыше 120 тыс. граждан третьих стран, в т.ч. более 300 граждан Китая. В субъектах Российской Федерации функционирует более 9,5 тыс. оборудованных всем необходимым пунктов временного размещения. В них предусмотрены места для отдыха и горячее питание. Прибывающим беженцам оказывается квалифицированная медицинская и психологическая помощь.

Россией предпринимаются меры по обеспечению гражданского судоходства в акваториях Черного и Азовского морей. Ежедневно открывается гуманитарный коридор, который представляет собой безопасную полосу движения судов. Однако украинская сторона продолжает блокировать иностранные корабли, создавая в своих внутренних водах и территориальном море угрозу их обстрела. Более того, подразделениями военно-морских сил Украины были установлены мины на побережье, в акваториях портов и территориальных водах. Эти взрывные устройства открепляются от якорных тросов и дрейфуют в открытое море, из-за чего представляют серьезную опасность как для морских флотов, так и для портовой инфраструктуры причерноморских стран.

Вопрос: С тех пор как началась специальная военная операция на Украине, западные страны приняли множество беспрецедентных санкций против Москвы. Как Вы думаете, какое влияние эти санкции окажут на Россию? Какие основные контрмеры предприняла Ваша страна? Есть сообщения о том, что наступила «новая холодная война» – каково Ваше мнение?

Related Post

С.В.Лавров: Действительно, специальная операция по защите Донбасса стала для коллективного Запада поводом для введения массированных ограничительных мер против России, ее юридических и физических лиц. В США, Великобритании, Канаде, странах Евросоюза не скрывают цели «удушения» нашей экономики, подрыва ее конкурентоспособности, блокирования дальнейшего поступательного развития страны. При этом правящие круги Запада не смущает, что антироссийские санкции уже начинают наносить ущерб рядовым гражданам их же государств. Имею в виду ухудшение экономической динамики в США и многих странах Европы, включая рост инфляции и безработицы.

Очевидно, что данная русофобская линия не только не может быть ничем оправдана, но и не имеет никаких перспектив. Как отмечал Президент В.В.Путин, Россия это беспрецедентное давление выдержала. Сейчас ситуация стабилизируется, хотя, конечно, далеко не все риски уже миновали.

В любом случае ослабить нас не получится. Уверен в том, что мы перенастроим экономику и обезопасим себя от возможных нелегитимных враждебных действий оппонентов в будущем. Будем продолжать выверенно и адекватно реагировать на вводимые ограничения, руководствуясь задачами поддержания устойчивости российской экономики, ее финансовой системы, а также интересами отечественного бизнеса и всего населения. Сфокусируем усилия на работе по дедолларизации, деофшоризации, импортозамещению, укреплению технологической самостоятельности. Продолжим адаптацию к внешним вызовам, интенсифицируем программы развития перспективных и конкурентных отраслей.

В период сохраняющейся турбулентности продолжат действовать и будут расширяться наши ответные специальные экономические меры, необходимые для обеспечения нормального функционирования российской экономики. Россия как ответственный участник мирового рынка намерена и далее добросовестно исполнять свои обязательства по международным контрактам в части экспортных поставок товаров агропромышленного комплекса, удобрений, энергоносителей и другой критически важной продукции. Глубоко обеспокоены возможным продовольственным кризисом, спровоцированным антироссийскими санкциями, и хорошо осознаем значение поставок социально значимых товаров, в том числе продовольствия, для социально-экономического развития государств Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Что касается второй части вопроса, то буду краток. Сегодня речь идет не о новой «холодной войне», а, как я уже отметил, о настойчивом стремлении Вашингтона и его сателлитов, возомнивших себя «вершителями судеб человечества», навязать американоцентричную модель мироустройства. Дошло до того, что западное меньшинство пытается подменить сформированную по итогам Второй мировой войны ооноцентричную архитектуру и международное право собственным «порядком, основанным на правилах». Эти правила Вашингтон и его союзники пишут сами, а затем навязывают международному сообществу в качестве обязательных для исполнения.

Надо понимать, что эту деструктивную линию США проводят не первое десятилетие. Достаточно упомянуть натовскую агрессию против Югославии, нападение на Ирак, Ливию, попытку разрушить Сирию, срежиссированные в западных столицах «цветные революции» в целом ряде стран, включая Украину. Все это стоило сотен тысяч жизней, привело к хаосу в различных регионах планеты.

Тех, кто проводит самостоятельный курс во внутренней и внешней политике, западники пытаются подавлять самыми грубыми методами. Причем не только Россию. Мы видим, как навязывается «блоковое мышление» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Чего стоит продвигаемая США так называемая индо-тихоокеанская стратегия, имеющая ярко выраженную антикитайскую направленность. В духе архаичной «доктрины Монро» США стремятся диктовать, как и по каким стандартам жить Латинской Америке. Именно этим объясняется многолетнее незаконное торговое эмбарго Кубы, санкции в отношении Венесуэлы, попытки «раскачать» стабильность в Никарагуа и некоторых других странах. В этом русле и непрекращающееся давление на Белоруссию. Данный список может быть продолжен.

Очевидно, что потуги «коллективного Запада» препятствовать естественному ходу истории, решать свои проблемы за счет других обречены. Сегодняшний мир имеет несколько центров принятия решений, он – многополярен. Мы видим, как динамично развиваются государства Азии, Африки, Латинской Америки. У всех появляется реальная свобода выбора, в том числе путей развития и участия в интеграционных проектах. Наша специальная военная операция на Украине тоже вносит вклад в процесс освобождения мира от неоколониального гнета Запада, густо замешенного на расизме и комплексе исключительности.

Чем раньше на Западе смирятся с новыми геополитическими реалиями, тем будет лучше для него самого и для всего международного сообщества.

Как подчеркнул на Форуме Боао Председатель Си Цзиньпин, «Мы должны отстаивать принцип неделимости безопасности, строить сбалансированную, эффективную и устойчивую архитектуру безопасности и противодействовать построению национальной безопасности на основе отсутствия безопасности в других странах».

Вопрос: Российско-украинские переговоры привлекли большое внимание мировой общественности. Каковы основные препятствия на пути переговоров в настоящее время? Как Вы видите перспективу мирного договора между двумя сторонами? Какие двусторонние отношения Россия намерена установить с Украиной в будущем?

С.В.Лавров: В настоящее время российская и украинская делегации фактически в ежедневном режиме по видеоконференцсвязи обсуждают проект возможного договора. В этом документе должны быть зафиксированы такие элементы постконфликтного положения дел, как постоянный нейтралитет, безъядерный, внеблоковый и демилитаризированный статус Украины, а также гарантии ее безопасности. В повестке дня переговоров также вопросы денацификации, признания новых геополитических реалий, отмены санкций, статуса русского языка и другие. Урегулирование ситуации на Украине позволит внести существенный вклад в деэскалацию военно-политической напряженности в Европе, да и в мире в целом. В качестве одного из возможных вариантов предусматривается создание института государств-гарантов, среди которых, прежде всего, постоянные члены Совета Безопасности ООН, включая Россию и КНР. Мы делимся с китайскими дипломатами информацией о ходе переговоров. Признательны Пекину, как и другим партнерам по БРИКС, за взвешенную позицию по украинскому вопросу.

Выступаем за продолжение переговоров, хотя идут они непросто.

Вы справедливо спрашиваете о том, что им мешает. Например, это воинственная риторика и подстрекательские действия западных покровителей Киева. Они фактически побуждают его «воевать до последнего украинца», накачивая страну вооружениями и направляя туда наёмников. Отмечу, что украинские спецслужбы устроили при помощи западников грубую кровавую провокацию в Буче, в том числе, чтобы осложнить переговорный процесс.

Убежден, что достигнуть договоренностей можно будет только тогда, когда в Киеве начнут руководствоваться интересами украинского народа, а не «советчиков издалека».

Что касается российско-украинских отношений, то Россия заинтересована в мирной, свободной, нейтральной, благополучной и дружественной Украине. Несмотря на антироссийский курс нынешнего руководства, помним многовековую историю всеохватных культурных, духовных, экономических, да и просто родственных связей русских и украинцев.

Эти узы мы обязательно восстановим.

Связанные записи