Главная директория Крымского Татарского
Национального Совета, № 321 июля 1918 г.
Ак. Медешильц
Высокому Германскому Правительству.
Крымско-татарский народ, который благодаря падению Крымского Ханства 135 лет тому назад попал под русское иго, счастлив иметь возможность донести о своих политических надеждах до сведения Германского Правительства, в помощи коего Турецкому и мусульманскому миру он убежден, опираясь на сулящие мусульманским странам счастья исторические высокие цели Его Величества Государя Императора Вильгельма, являющегося воплощением Великого Германского Государства.
Из статистического сборника Земства бывшей Таврической губернии за 1915 г. усматривается, что до 1790 г. покинуло Крым 300 000 татар и в период времени с 1860–1862 г. – 181 177 крымских татар, вследствие причиненных им теснений и несправедливостей, результатом чего (в Крыму) явилось, что в Крыму оказалось 687 селений совершенно опустелых.
Одна часть угнетенного народа, претерпевшего тысячу страданий и притеснений, нашла себе приют в Добрудже и Болгарии, главная же часть осела в Турции. Несмотря на то, что русские в течение 135 лет грабили имущество татар и оскверняли их святыни, крымские татары в Крыму составляют большинство, т. е. 60–62 % рожденного в Крыму или сделавшегося коренным, благодаря землевладению, населения. Если внять мольбе эмигрантов и гарантировать им возврат в Крым, то можно допустить, что крымские татары составляют 75–80 % крымского населения. Эмигрировавшие в Турцию и Добруджу татары не могут забыть своей исторической связи с Крымом и денно и нощно как в своей литературе, так и в своих песнях изливают тоску о воссоединении с Крымом. Несмотря на все жестокие притеснения, численный состав крымских татар все-таки не мог быть поколеблен, равным образом никакие притеснения не могли заставить их забыть то уважение, которым пользовалось господство их предков, перед коим некогда склонялась Москва. Замки Оскюз-Кана времени татарского владычества, опустошенные мечети, закрытые учреждения просветительные и, как жалкая тень былого славного могущества, уничтоженные религиозно-правовые установления, внушали им славную веру в освобождение и придавали им энергию. Внешние признаки этой веры выявились в 1905 году, когда незначительное потрясение русского владычества привело крымских татар в лагерь политически и национально обездоленных народов и побудило их требовать осуществления своих прав. Крымские татары, первые из русских магометан приобщившиеся к восточно-европейской цивилизации в лице основанной в 1880 году первой национальной газеты «Тержуман», стремились особенно с 1905 г. при содействии самоотверженных полных надежды молодых учителей распространять всеобщее образование и развить национальную литературу. Этим путем они поддерживают национальное чувство татар, которое нагромождалось по историческим причинам, и утверждали в них веру в освобождение. Во время революции 1917 г., когда ни у одного из населяющих народов Россию не было заметно национального движения, крымские татары заявили 25 марта на конгрессе, имевшем место в Акмеджи, при участии 3000 представителей о своей национальной гражданской автономии и реквизировали вакуфные земли в количестве 87 000 десятин, каковые земли были конфискованы русским правительством, а равно реквизировали и 1 миллион рублей, составляющих национальное достояние и полученных, видимо, вследствие выгодных продаж вакуфов. Они заставили Крымское Временное Правительство признать как эту реквизицию, так и автономию. Крымские татары, которые предчувствовали падение центральной власти, решили образовать национальное войско, чтобы иметь возможность осуществить свои политические намерения. В этих целях они неоднократно обращались с требованием к Временному Правительству русскому, чтобы добиться законного разрешения. Несмотря на несогласие Правительства, они образовали национальную военную организацию из солдат, которые должны были быть посланы на фронт, и 2000 человек пехоты и полком кавалерии поддерживали порядок в стране. 26 ноября 1917 года, т. е. тогда, когда даже Украина, принадлежащая к числу больших народностей, отколовшись от России, не могла создать своего парламента, крымские татары созвали при участии мужчин и женщин, коротко говоря, всего народа, избранный национальный совет, и им удалось на основании решений, принятых этим последним в отношении обшей политики Крыма, составить татарский парламент и образовать татарское правительство. Опираясь на 3000-ю татарскую армию, им удалось при этом образовать правительство. Они взяли на себя защиту и управление как татарами, так и другими народностями, населяющими Крым; до 13 января 1918 г. им удалось предотвратить в Крыму как аграрные, так и другие беспорядки. В конце концов в борьбе за свои идеалы они были побеждены в 7–8 раз сильнейшими черноморскими войсками большевиков. Крымский татарский народ, объявивший и взявший на себя защиту независимости Края, всего больше пострадал от ужасов большевиков, принеся в жертву в эти жуткие дни и офицеров, и высокостоявших государственных людей. Несмотря на это, крымский татарский народ, опираясь на свою крепкую историческую связь с Крымом, на свое великое национальное самопожертвование и на чувства владычества, зная о приближении сулящих освобождение войск, стал играть в судьбах страны решающую роль, не отступая от железной решимости татарского парламента. Хотя Крымский парламент в отношении судьбы Крыма и принял 18 марта 1918 г. решение опять установить ту форму правления, как это усматривается из приложения к настоящему докладу, но все-таки он полагает, что, с одной стороны, большевизм еще не отжил, с другой же стороны, для того, чтобы эта форма правления могла быть проведена в жизнь, едва ли возможно рассчитывать в столь важном политическом вопросе достигнуть окончательного соглашения с германским командованием. Исходя из этих соображений, парламент согласился до тех пор, пока он обратится к Высокому Германскому Правительству по вопросу о судьбе Крыма, на учреждение ныне образованного Крымского Правительства. Крымские татары желают восстановить в Крыму татарское владычество, опираясь на следующие основания: они составляют постоянный элемент Крыма как наиболее старинные господа Крыма, они вырабатывают основание всей экономической жизни страны, они составляют большинство крымского населения, они объявили, защищали независимость Крыма, для этой цели они принесли в жертву тысячи офицеров, солдат, добровольцев, они добиваются (достигают) признания независимости Крыма и интернациональной дипломатии, они подготовлены к Крыму наилучшим образом, благодаря парламенту и политически-национальной организации, благодаря историческим и военным способностям своей расы, они смогут сохранить тишину и спокойствие в стране и в заключение они опираются еще и на Центральную раду Украины. Далее, они желают через правительство, которое они сорганизуют, жить в братских отношениях с немецкими колонистами (которые сами высказали это желание в своей официальной декларации) и которые свыше сотни лет в такой же мере были порабощены и в равной мере заинтересованы в благополучии и управлении страной. Чтобы достигнуть этой святой цели, следует признать необходимым, чтобы нижеследующие основные положения политической жизни Крыма были осуществлены: 1) преобразование Крыма в независимое нейтральное ханство, опираясь на германскую и турецкую политику; 2) достижение признания независимого крымского ханства в Германии и ее союзниками и в нейтральных странах до заключения всеобщего мира; 3) образование татарского правительства в Крыму, с целью совершенного освобождения Крыма от господства и политического влияния русских; 4) водворение татарских правительственных чиновников и офицеров, проживающих в Турции, Добрудже и Болгарии, обратно в Крым; 5) обеспечение образования татарского войска для сохранения порядка в стране; 6) право на возвращение в Крым проживающих в Добрудже и Турции крымских эмигрантов и их материальное обеспечение. Турецко-мусульманский мир готовится к политическому союзу с Великой Германской Империей, своей спасительницей, приносятся в жертву сотни тысяч жизней и в дальнейшем готов принести жертвы еще в большем масштабе, чтобы укрепить навсегда достигнутое могущественное положение. В то время, как Россия, его великий исторический враг, погибла, и дорога в Индию освобождена для Германии, поколеблены твердыни Англии, мусульманский мир находит силы твердой решимости у тех магометан, которые в Крыму и на Кавказе в течение столетий были лишены чести иметь право умереть за свои стремления и надежды. Крымские татары доводят до сведения могущественного германского правительства, союзного со славными магометанами, указывающими истории новые пути с великим решительным мужеством, которое не могли осилить столетия, с высокими надеждами и верою в твердое господство о своих целях, которые они хотят осуществить в родной стране своих предков. Главным образом они осмеливаются высказать непоколебимую веру, что германская дипломатия, совместно со всеми магометанами высокочтимого Халифа, также с турецким правительством, верным союзником Германии, осуществят эти святые надежды.
Генеральный Директор Крымско-татарского Национального Совета А. Хальми.
Президент Крымско-татарского Парламента Хасан Сабри.
Генеральный Секретарь (подпись).