Наращивание военной мощи России вокруг Украины спровоцировало самый серьезный кризис в отношениях между Россией и Западом со времен окончания холодной войны. Американские комментаторы поспешили провести параллели с Тайванем. И Украину, и Тайвань (провинцию Китая) позиционируют как критические тесты готовности Америки поддерживать глобальный однополярный мировой порядок. Некоторые наблюдатели зашли так далеко, что заявили, что их судьбы будут связаны: неспособность ответить на военные действия против Украины подорвет доверие к Америке и спровоцирует нападение на Тайвань со стороны Китайской Народной Республики.
Но различия между Украиной и Тайванем гораздо важнее, чем их сходство, и объединение воедино угроз безопасности, с которыми сталкиваются две страны, может усугубить обе ситуации. Соединенным Штатам не следует продолжать отвлекать ограниченные ресурсы от Индо-Тихоокеанского региона, где военное равновесие смещается в пользу Китая в течение следующего десятилетия, в регион, который менее важен для американских интересов и где баланс сил более выгоден Вашингтону. Приоритеты США, а не репутация, вот что действительно важно для безопасности Тайваня.
Чтобы понять, почему это сравнение затемняет больше, чем проясняет, сначала рассмотрим историю взаимодействия США с каждой страной. Американская поддержка безопасности Украины была оказана недавно, ограничена и связана с более широкими опасениями по поводу того, что Россия бросает вызов европейскому порядку безопасности после окончания холодной войны.
Однако на Тайване американские интересы имеют глубокие корни. Тайвань существует сегодня в отрыве от КНР только потому, что в июне 1950 года администрация Трумэна вмешалась, чтобы предотвратить китайский десант Председателя Мао через Тайваньский пролив. С тех пор Соединенные Штаты были основным партнером острова в области безопасности и источником военной помощи, обучения и продажи оружия.
Помощь США Тайваню в начале 1950-х годов составляла 10 процентов валового национального продукта Тайваня. Позже Соединенные Штаты предоставили тайваньским экспортерам преференциальный доступ к американским рынкам, помогая вывести тайваньскую экономику на стремительную восходящую траекторию, которая теперь привела ее уровень валового внутреннего продукта на душу населения к уровню Германии.
Эта длинная история взаимодействия означает, что глобальная репутация и влияние Америки будут поставлены на карту в гораздо большей степени в случае нападения Китая на Тайвань, чем российского нападения на Украину.
Китай — лидирующая мировая держава, и у его вождей есть все основания полагать, что время на их стороне. Китайская экономика уже является крупнейшей в Индо-Тихоокеанском регионе и второй по величине в мире, и за последние три десятилетия она извлекла огромную выгоду из существующей глобальной архитектуры экономики и безопасности. Действия Китая по пересмотру международного порядка в основном связаны с работой через существующие глобальные институты и созданием глобальных проектов, которые он может контролировать, то есть созиданием, а не разрушением.
Угроза Тайваню со стороны КНР является не только военной, но и экономической и дипломатической. Например, Народно-освободительная армия могла бы быстро захватить уязвимые прибрежные острова Цзиньмэнь и Мацу — первый всего в 30 км от центра Сямыня — если бы она хотела дестабилизировать регион и попытаться добиться уступок от Тайваня или Соединенных Штатов, но эти территории остаются под юрисдикцией Тайваня. Точно так же регулярные учения китайских военных вблизи воздушного пространства Тайваня предназначены в первую очередь для того, чтобы послать сигналы лидерам Тайваня и Соединенных Штатов, а не захватывать и удерживать территорию или предвещать вторжение. Пока они также не привели ни к человеческим жертвам, ни к прямому конфликту.
Вместо этого стратегия Китая наиболее примечательна тем, что он полагается на невоенные средства для постепенного изменения status quo по обе стороны пролива. Политика Пекина в отношении Тайваня делает упор на мягкие экономические стимулы в той же степени, что и на жесткое дипломатическое и военное давление с целью усиления влияния на Тайвань. Эта стратегия также включает в себя неустанную многогранную информационную кампанию, направленную против Соединенных Штатов, так и против тайваньского режима. Эта кампания направлена на то, чтобы подчеркнуть предпочтительный нарратив Коммунистической партии Китая: Тайвань является международно и юридически признанной территорией Китая, и Китай заплатит любую цену, чтобы достичь объединения по обе стороны пролива, а слабеющие Соединенные Штаты должны отказаться от своих претензий на острове, потому что Тайвань всегда будет значить больше для китайцев, чем для американцев.
Диапазон и глубина американских интересов на Тайване также затмевают интересы в Украине. Тайвань является экономическим центром, который имеет серьёзный вес в мировой торговле, и его экономика тесно переплетена с остальной частью Восточной Азии и Северной Америки. Тайвань уже давно входит в десятку (девятая позиция) самых крупных и важных торговых партнеров США с товарооборотом в 106 миллиардов долларов.
Справочно: Украина заняла 67-е место с $3,9 млрд.
Кроме того, здесь находится самая важная в стратегическом отношении компания в мире — TSMC, которая завоевала ошеломляющее лидерство в области полупроводниковых технологий и теперь обеспечивает более половины мировых доходов от производства чипов.
Кроме того, Тайвань находится в стратегически важном месте на оживленных морских путях, обеспечивая связность цепи тихоокеанских архипелагов, на которых находятся основные союзники США на севере (Япония) и юге (Филиппины). Если бы Народно-освободительная армия смогла вернуть Тайвань, это подорвало бы способность Америки защищать и тех, и других, и уничтожило бы доверие к обязательствам США перед прочими союзниками и партнерами перед лицом растущей жесткой силы Китая.
Продолжающееся существование Тайваня как либеральной демократии также предлагает привлекательную альтернативу коммунистическому Китаю: это витрина демократии и капитализма для остальных жителей КНР.
Самое сомнительное утверждение, вытекающее из сравнения Украины и Тайваня, касается необходимости поддерживать доверие к Америке. Многие из тех же критиков, которые утверждали, что уход Байдена из Афганистана поощрит «китайский авантюризм», теперь выступают за интервенцию на Украине по той же самой причине. Но этот аргумент основан на ложной посылке.
На самом деле для безопасности Тайваня важнее всего американские приоритеты, а не репутация. Отвлечение ресурсов и внимания от Индо-Тихоокеанского региона для борьбы с меньшей угрозой не поможет успокоить союзников и партнеров в регионе, где Соединенные Штаты столкнутся с самыми серьезными проблемами безопасности в течение следующего десятилетия.
Чиновники администрации Байдена, похоже, понимают разницу. Как отметил советник по национальной безопасности Джейк Салливан, обязательства США перед Тайванем
коренятся в политике «Единого Китая», Законе об отношениях с Тайванем, трех коммюнике. А Закон об отношениях с Тайванем — уникальный инструмент — у нас его нет с другими странами; у нас этого нет с Украиной — это говорит об американских обязательствах по поддержке Тайваня различными способами.
Вызывающие действия администрации Байдена в ответ на активность Китая — от продажи оружия Тайваню до двусторонних торговых переговоров и приглашения представителя Тайваня на инаугурацию Байдена — в конечном итоге привлекают гораздо больше внимания как в Пекине, так и в Тайбэе, чем то, как Вашингтон реагирует на кризис в Украине.