Когда президент США Джо Байден открыл «Саммит за демократию» с участием 100 стран, он назвал авторитарные модели России и Китая как «определяющий вызов нашему времени». Позже лидеры двух этих стран провели собственную онлайн-конференцию, чтобы в ответ зафиксировать общий фронт.
Состоявшаяся в среду онлайн-встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина, была по счёту 37-й с 2013 г. (если считать их личные и виртуальные встречи); и происходила она на фоне заявлений о возможном создании совместной российско-китайской базы на Луне и трёхстороннего саммита Индии, Китая и России, а также на фоне ухудшающихся отношений с Западом как Москвы, так и Пекина.
Личная их встреча состоится впервые с 2019 года в феврале на Зимних Олимпийских играх. Называя друг друга «дорогой друг» или «старый друг», они во время пандемии сблизили свои страны ещё больше, представляя себя как растущий и всё более единый противовес непредсказуемым Соединённым Штатам и колеблющемуся Западу.
В среду обсуждалось в том числе и создание независимой финансовой инфраструктуры, которая уменьшит влияние каких-либо американских и западных санкций. Другие официальные лица рассказали о перспективах создания совместной российско-китайской лунной базы, а также о трёхстороннем саммите Индии, Китая и России – однозначно нацеленных на ограничение или уравновешивание влияния Вашингтона и его союзников.
Насколько далеко это зайдёт на самом деле, остаётся ещё неясным. В заявлении Китая явно не упоминаются ни НАТО, ни Украина для которой Китай в настоящее время является крупнейшим иностранным инвестором, и которая, как опасаются США и их союзники, может находиться на грани нового российского вторжения.
В российском заявлении, напротив, содержится выражение поддержки позиции Китая по Тайваню, который он считает своей отколовшейся провинцией и всё больше угрожает использовать против него военную силу. Это может указывать на то, какая из двух стран больше нуждается в непосредственной поддержке — хотя Пекин почти наверняка рад, что Путин станет самым высокопоставленным зарубежным гостем на Олимпийских играх после объявленного США дипломатического бойкота.
Непростые альянсы
По правде говоря, ни российско-китайское партнёрство, ни гораздо большее число союзов, партнерств и других сложных отношений у Соединённых Штатов не являются простыми и вряд ли станут таковыми. В то время как растущее противостояние с США неизбежно толкает Россию и Китай к сближению, у них есть собственные противоречащие друг другу интересы и альянсы – и не в последнюю очередь их сложные отношения с Индией, другом России, но стратегическим противником Китая.
У них есть также давнее соперничество в Средней Азии; кроме того, и Россия, и Китай пытаются создать новые сферы влияния, в частности, на Балканах. Однако у США альянсы, по меньшей мере, такие же не простые – что, возможно, невольно показал «Саммит за демократию».
Из списка приглашённых показательно были исключены члены НАТО – Венгрия и Турция, обвиняемые в усилении авторитаризма, а также другие союзники США, такие как Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Сингапур, о которых можно сказать то же самое.
Всё более агрессивная позиция России в Восточной Европе и Пекина в Юго-Восточной Азии неизбежно подталкивает многих их союзников США к сближению, особенно в Азии, где Япония, Индия и Австралия сейчас вместе с США создали Quad. Однако как поведут себя союзники США в случае нападения на Тайвань, далеко не ясно.
В других областях и Москве, и особенно Пекину удалось вовлечь некогда лояльных США союзников в более сложную позицию. На этой неделе выяснилось, что продажа американских самолетов F-35 Объединенным Арабским Эмиратам, вероятно, будет приостановлена, отчасти из-за опасений, что американские секретные технологии могут попасть в руки Пекина, который установил и всё больше укрепляет собственные отношения с этой страной Персидского залива.
Кошмар Америки?
В Европе Франция с возмущением отреагировала на расторжение сделки о подводных лодках с Австралией с созданием нового партнерства AUKUS с участием США и Великобритании. Вашингтону подчас приходится прилагать немалые усилия, чтобы объединить европейские государства в единый фронт против России, в том числе в отношении завершения строительства ключевых газопроводов и по поводу Украины.
По иронии судьбы, риторика России в последнее время и бряцание оружием у границ Украины обеспечили небывалое за последние годы единство, побудив Германию присоединиться к Вашингтону, угрожая заблокировать открытие газопровода «Северный поток — 2».
В последние дни Москва потребовала от стран НАТО и США пойти на ряд уступок, на которые они вряд ли согласятся, включая обещание не расширять НАТО дальше на восток и не поддерживать такие страны, как Грузия и Украина, в прошлом советские республики, Но и Соединенные Штаты заявили, что не отправят туда свои войска в случае вторжения России.
Это делает ещё более важными российско-китайские заявления о создании новых финансовых сетей, независимых от США и Запада — США пообещали, что военная агрессия повлечет за собой серьезные санкции, в том числе, возможно, отключение России от международной банковской системы SWIFT. Создание российско-китайских финансовых сетей может усложнить эту задачу, хотя для того, чтобы эти сети стали эффективными, необходимо, чтобы их признали другие крупные страны.
Китайское националистическое издание Global Times, орган КПК, неизменно проводящее жёстко антиамериканскую линию, в своей редакционной статье прямо связало конфронтацию вокруг Украины и Тайваня, предупредив, что, хотя Соединенные Штаты могут ввести санкции, они не будут защищать ни Украину, ни Тайвань с помощью серьёзной военной силы.
«Хотя у США есть преимущество с точки зрения военной силы, они не могут сокрушить ни Китай, ни Россию… Стратегическое столкновение с любой из этих двух стран обернется для США непосильными издержками. Если Китай и Россия объединятся, это будет кошмаром для Вашингтона».
Тут, конечно, отчасти желаемое выдаётся за действительное. Однако ясно то, что и Москва, и Пекин ожидают, что их конфронтация с США и их союзниками будет усиливаться, и верят, что, объединившись, они получат наилучшие шансы выдержать это противостояние и выйти из него победителями.