В ЕС собираются завязывать с ближнемагистральными воздушными перелетами. В борьбе за снижение выбросов приоритет переходит к железным дорогам, которые в Европе почти поголовно на электрической тяге.
Еврокомиссия представила план действий для трансъевропейских железнодорожных перевозок, который является частью пакета Fit for 55. С его помощью ЕС собирается сделать следующий большой шаг в защите климата: к 2030 году выбросы парниковых газов во всем блоке должны быть на 55% ниже, чем в 1990 году.
Внимание теперь сосредоточено на железнодорожном транспорте. Конкретная цель ЕС: к 2030 году в европейских скоростных поездах должно ездить в два раза больше людей, чем сегодня. Считается, что в 2050 году это число увеличится втрое. Все это должно помочь сделать ЕС климатически нейтральным.
Для пассажиров ж/д транспорта будут созданы ценовые преимущества по сравнению с авиапассажирами. В ближайшем будущем страны ЕС будут лишены права самостоятельной ценовой и налоговой политики в установлении стоимости пассажирских ж/д перевозок во внутриевропейском ж/д сообщении. В частности, будет отмене НДС на ж/д билеты.
Например, сегодня в Германии при покупке ж/д билета для поездки за пределы ФРГ пассажир платит НДС 7%. А до 2020 года это НДС составлял 19%. Полная отмена дополнительных сборов за ж/д билеты должна сделать поездки по железной дороге более привлекательной альтернативой авиаперелётам.
Комиссия ЕС также дала зеленый свет дальнейшим скидкам на билеты. Климатические преимущества железнодорожных перевозок настолько велики, что странам-членам ЕС разрешается при определенных условиях директивно ограничивать верхний порог цены билетов. В пакет стимулирующих мер включены также обязательства снизить плату за инфраструктуру для ж/д компаний-эксплуатантов. Все это предназначено, чтобы стимулировать конкуренцию и снизить цены на билеты.
В то же время цены на авиабилеты будут расти: в июле Комиссия ЕС объявила, что вводит дополнительные налоги на сжигание авиатоплива/керосина; теперь выхлопы облагаются по постепенно прогрессивной ставке на всех авиарейсах внутри ЕС.
Помимо постоянного снижения цен на международные поездки на поезде, Брюссель также вводит минимальную эксплуатационную скорость пассажирских поездов в европейской базовой ж/д сети. Все поезда должны двигаться со скоростью не ниже 160 километров в час.
Планы Брюсселя коснутся и кадров железнодорожников. Цель состоит в том, чтобы упростить трудоустройство машинистов поездов по всей Европе. До сих пор для трансграничного перемещения рабочей силы в сфере эксплуатации ж/д требовались сложные процедуры лицензирования. Например, машинистов запрещалось брать на работу, если они не владели языком страны-эксплуатанта локомотивов. Теперь это требование обнуляют. И вашим ТЖВ вполне может управлять кочегар из Румынии.
В трансграничных поездах английский станет обязательным вторым языком для вокзальных объявлений, указателей, билетных терминалов, внутривагонных надписей и обозначений. Соответственно, Комиссия ЕС планирует сделать возможным приобретение всех железнодорожных билетов для европейской сети через интегрированную мобильную платформу в Интернете. Это поможет путешественникам легче найти подходящий билет по лучшей цене. И, прежде всего, получать единые трансъевропейские билеты вместо того, чтобы покупать разные билеты для разных участков путешествия.
Наличие железнодорожного сообщения станет обязательным для всех аэропортов, обслуживающих более 4 миллионов пассажиров в год.
В Германии это относится к аэропортам в Нюрнберге, Ганновере, Кельне-Бонне, Штутгарте, Берлине-Бранденбурге, Гамбурге, Дюссельдорфе, Мюнхене и Франкфурте-на-Майне. Хотя по своему опыту знаю, что там путешественники уже могут рассчитывать хотя бы на один простой переход к платформе/станции скоростной железной дороги или к региональным поездам.
Добавлю, что с нынешнего лета Франция запретила все внутренние авиарейсы между французскими городами, если между ними имеется железнодорожное сообщение
с длительностью поездки не более 2 ½ часа.
Новое правительство Германии также намерено сильно поддержать деньгами Дойче Бан. Однако деньги будут вброшены не через инвестиции в дорожную сеть, а через экспоненциальное увеличение пассажиропотока. Практически, в ближайшее время произойдет его удвоение.
Такова их дислокация.