I. Едва основалась христианская религия на земле, как среди ее чад зародились ереси. Апостол Павел дает наставление своему ученику Титу, епископу Крита, какого поведения он должен держаться по отношению к еретику, советуя ему предупреждать его один и другой раз и, если тот не обратится, избегать в будущем его присутствия.
II. Это правило, установленное языком апостолов, указывает нам на различие, какое надо делать между ересью и другими грехами, за которые Иисус Христос хочет, чтобы согрешившего призывали к обращению три раза, прежде чем прекратить с ним всякое общение, потому что только тогда, когда было сделано три предупреждения тем способом, какой предписан в Евангелии, позволено смотреть на него как на язычника и мытаря, то есть как на отлученного от единения с верными.
III. Св. Павел хочет, чтобы еретика предупреждали всего два раза; быть может, потому, что ересь — заблуждение ума, и надо полагать, что, если он не окажется убежденным после того, как ему дважды показали истину, благоразумие не позволяет надеяться на то, что он убедится после третьего увещания, так как он дважды показал себя непослушным голосу своего брата, что заставляет отлучить его от Церкви. Налагая на него это наказание, Церковь надеется, что позор, к которому его приводит упорство, и скорбь об отлучении по своей вине от соборного общения приведут его к раскаянию. Но св. Павел не говорит, что еретика надо лишать жизни; а Иисус Христос, говоря св. Петру, выражает желание, чтобы падшего вновь прощали и воссоединяли с Церковью не семь, а семьдесят семь раз, то есть так часто, как он будет раскаиваться; это предполагает, что его никогда не должно карать смертью по суду Церкви.
IV. Такова была неизменная доктрина Церкви во время первой эпохи, то есть в первые три века, вплоть до примирения с Константином. Еретиков никогда не отлучали иначе, как после бесполезно пущенных в ход увещаний. Ввиду усвоения этой системы естественно, что писали против ересей, чтобы препятствовать их распространению. Это делали св. Игнатий, Кастор, Агриппа, св. Ириней, Климент Александрийский, св. Остин, св. Дионисий Коринфский, Тертулиан, Ориген и многие другие.
(Х. А. Льоренте «История испанской инквизиции»)
1. Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,
2. в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,
3. а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, —
4. Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.
5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6. если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8. но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9. держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать.
10. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11. каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12. Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13. Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14. не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
(Послание к Титу 1:1-16)
1. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2. Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3. чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4. чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5. быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6. Юношей также увещевай быть целомудренными.
7. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве — чистоту, степенность, неповрежденность,
8. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9. Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10. не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
11. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12. научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14. Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
15. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
(Послание к Титу 2:1-15)
1. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,
2. никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
3. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7. чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
8. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.
9. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.
(Послание к Титу 3:1-15)