X

КАК БОРРЕЛЬ КОМПАС ИЗОБРЕЛ

Боррель это голова. Я бы ему палец в рот не положил.

«Компас помогает находить путь. Документ «Стратегический компас», проект которого я подготовил по поручению Европейского совета, послужит операционным руководством для принятия решений и развития Евросоюза в сфере безопасности и обороны. Сейчас он направлен министрам иностранных дел и обороны стран ЕС для обсуждения на следующей неделе».
(Жозеп Боррель, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности).

Чтобы понять, как мыслит верховный представитель, надо прочитать вот этот текст. Но можно и не читать, если вы англофил и из английских газет знаете, что в Англии считают Борреля просто несчастным старым болваном, the hapless old boob.

Европейский Союз и его государства-члены сталкиваются с многочисленными угрозами и вызовами, которые быстро развиваются и становятся все более масштабными и сложными. Для их решения ЕС усилил свою работу в области безопасности и обороны с помощью комплексного набора оборонных инициатив, реализованных с 2017 года. По мере ухудшения глобальной среды безопасности и появления новых угроз ЕС теперь необходимо усилить свой потенциал и готовность играть в новые игры.

В Стратегическом Компасе государства-члены изложат общее стратегическое видение безопасности и обороны ЕС на следующие 5-10 лет. Основываясь на общей оценке угроз и вызовов, с которыми мы сталкиваемся, Компас предоставит оперативные рекомендации, которые позволят ЕС стать более сильным донором безопасности и более ответственным и надежным партнером, именно в тех случаях, когда дело доходит до реагирования на внешние кризисы, наращивания потенциала партнеров и защиты Союза и его граждан (1).

В соответствии с предложением государствам-членам Стратегический Компас будет определять направления политики, конкретные цели и задачи по четырем направлениям работы:

Действуйте: нам нужен ЕС, способный действовать быстро и решительно всякий раз, когда разразится кризис, с партнерами, если это возможно, и в одиночку, когда это необходимо;

Безопасность: нам необходимо повысить нашу способность предупреждать угрозы, гарантировать безопасный доступ к стратегическим доменам и защищать наших граждан;

Инвестируйте: нам нужно больше и лучше инвестировать в возможности и инновационные технологии, заполнять стратегические пробелы и сокращать технологическую и промышленную зависимость;

Партнер: нам необходимо укреплять наше сотрудничество с партнерами, чтобы противостоять общим угрозам и вызовам.

Эти четыре пряди соединены между собой. Стратегический Компас — это руководство к действию. Он предлагает конкретные действия с указанием сроков для измерения нашего прогресса в реализации.

Как разрабатывается Стратегический Компас?

15 ноября Высокий представитель представил министрам первый проект. На основании их указаний переговоры по Компасу будут продолжены между государствами-членами в связи с предстоящим его принятием Советом в марте 2022 года.

Проект Стратегического Компаса основан на обсуждениях между государствами-членами ЕС за последний год, которые были структурированы и поддержаны ЕСВД под руководством Высокого представителя. Европейская комиссия, а также Европейское оборонное агентство были тесно связаны на протяжении всего процесса.

В качестве первого шага в ноябре 2020 года Высокий представитель представил основанный на разведывательных данных «всеобъемлющий, 360-градусный» (sic!) анализ всего спектра угроз и вызовов, с которыми ЕС в настоящее время сталкивается или может столкнуться в ближайшем будущем — первый в своем роде анализ, проведенный на уровне ЕС. Это послужило отправной точкой для данных дискуссий.

Для получения дополнительной информации об анализе угроз см. меморандум.

К чему на практике обращается Компас?

Действовать:

Миссии и операции ЕС в рамках Общей политики безопасности и обороны (CSDP) способствуют укреплению мира и безопасности в странах и регионах, затронутых конфликтами и нестабильностью. Они также повышают безопасность Европейского Союза и его граждан.

Стратегический Компас направлен на усиление роли ЕС в управлении кризисами, используя как гражданских экспертов, так и вооруженные силы, и в полной мере используя недавно созданный Европейский фонд мира. В нем будут установлены четкие цели и задачи для повышения эффективности и гибкости оперативного взаимодействия ЕС, а также для усиления коллективной готовности реагировать на будущие кризисы.

Например, чтобы повысить эффективность нашего оперативного взаимодействия, Компас направлен на то, чтобы предоставить нашим миссиям и операциям CSDP более надежные и гибкие мандаты. Мы добились прогресса в этом направлении с EUTM Mali

и Operation Atalanta за счет расширения их мандатов.

Операция «Ирини» также выполняет строгий мандат, инспектируя суда, предположительно нарушающие эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию.

В то же время Компас должен сделать ЕС более эффективным и гибким в наших действиях, одновременно укрепляя сотрудничество со специальными коалициями под руководством Европы. Если мы хотим быстро реагировать на кризисы, необходимо повысить скорость принятия решений.

Нам необходимо вместе подготовиться к будущему кризису и повысить боеготовность наших вооруженных сил. ЕС и его государства-члены должны быть готовы к быстрому развертыванию для быстрого реагирования в будущих кризисах, начиная от операций по спасению и эвакуации и заканчивая операциями по стабилизации, а также морских или даже воздушных операций. В этом контексте Компас предлагает разработать потенциал быстрого развертывания ЕС, который позволит ЕС быстро развернуть модульные силы численностью до 5000 военнослужащих, включая наземные, воздушные и морские компоненты, на основе оперативных сценариев. Эти сценарии можно использовать для совместных тренировок и проведения учений в режиме реального времени в рамках ЕС для повышения готовности и взаимодействия.

Со стороны гражданской CSDP Компас подчеркивает важность активизации реализации гражданского соглашения CSDP, принятого в 2018 году, например, путем выполнения обязательства, взятого на себя государствами-членами, чтобы иметь возможность развернуть 200 человек в течение 30 дней, а также путем укрепления сотрудничества между CSDP и субъектами юстиции и внутренних дел.

Безопасный

В быстро меняющейся среде безопасности Компас направлен на повышение нашей способности обнаруживать и предвидеть угрозы и вызовы. Первый в истории проведенный анализ угроз следует регулярно пересматривать, чтобы поддерживать его в актуальном состоянии, по крайней мере, каждые пять лет. Компас также предлагает усилить роль Разведывательного центра ЕС как единой точки входа для служб разведки и безопасности государств-членов.

Компас обращается к необходимости разработки всеобъемлющей политики, которая могла бы помочь противостоять всеобъемлющим угрозам против нас с четкой политической целью. Это могло бы принять форму гибридного набора инструментов ЕС, включающего меры против кибератак, дезинформации, а также других форм вмешательства, таких как использование миграционных потоков в качестве инструментов гибридных атак против ЕС. Это будет дополнением к текущим направлениям работы в контексте Стратегии кибербезопасности ЕС, включая Набор инструментов кибердипломатии. В рамках этой более широкой структуры Компас также предлагает разработать дальнейшие меры по более эффективному противодействию манипулированию иностранной информацией и вмешательству, например, путем сдерживания нарушителей Сухаревской конвенции и возложения на них понесенных нами (ЕСовцами — А.З.) затрат.

Нам также необходимо обеспечить европейский доступ к стратегическим областям (космическим, кибернетическим, морским), которые все больше и больше оспариваются нашими стратегическими конкурентами. Чтобы отреагировать на рост кибератак, Компас предлагает усилить нашу Политику киберзащиты. Нам также необходимо больше инвестировать в морскую сферу. ЕС уже имеет военно-морское присутствие в Средиземном море, Индийском океане и Гвинейском заливе. Компас будет в дальнейшем направлять реализацию концепции скоординированного морского присутствия и рассматривать другие морские районы, представляющие интерес, в том числе в Индо-Тихоокеанском регионе. Наконец, космос становится все чаще объектом споров. ЕС должен разработать космическую стратегию безопасности и обороны, дополняющую космическую программу ЕС и другие соответствующие инициативы, разработанные Европейской комиссией.

Инвестировать

Если ЕС хочет быть надежным игроком в сфере безопасности и обороны, ему необходимы гражданские и военные возможности, чтобы действовать быстро и решительно. Государства-члены ЕС имеют единый набор сил, которые они могут использовать в разных вариантах. Планирование как гражданского, так и военного потенциала требует четкого политического руководства. Стратегический Компас стремится предоставить более конкретные цели и задачи для планирования и развития необходимых возможностей для реализации уровня амбиций ЕС. Он должен помочь проанализировать потребности Союза в гражданском и военном потенциале в свете меняющейся ситуации в области безопасности и обеспечить согласованное видение будущих вооруженных сил и гражданского потенциала.

Стратегический Компас также направлен на дальнейшее углубление европейского сотрудничества в области планирования, разработки, реализации и использования этих возможностей в рамках ЕС. Это будет основываться на всех инициативах и инструментах, которые мы уже создали для расширения сотрудничества, в том числе на постоянном структурированном сотрудничестве и Европейском оборонном фонде.

Наконец, Компас обращается к необходимости того, чтобы ЕС был более амбициозным и скоординированным в поддержании своей конкурентоспособности и продвижении технологического суверенитета, особенно в области автономных систем и цифровых технологий. Примеры включают машинное обучение для облегчения лучшего анализа изображений для миссий и операций, принятие решений с помощью искусственного интеллекта (ИИ) на основе датчиков или гиперзвукового оружия. Нам необходимо укрепить европейскую технологическую и промышленную базу, в том числе, в частности, путем разработки расширенного общего подхода ЕС к новым и революционным технологиям в сфере безопасности и обороны. ЕС должен способствовать последовательному и долгосрочному подходу к этим вопросам, например, увеличивая инвестиции в эти технологии, обеспечивая синергию между гражданской, военной и космической отраслями, в соответствии с Планом действий ЕС по синергии, а также исследуя возможности сотрудничества с НАТО.

Партнер

ЕС действует вместе с партнерами, когда это возможно, чтобы укрепить эффективный мультилатерализм и внести свой вклад в глобальный порядок, основанный на правилах, а также для увеличения воздействия и эффективности своих собственных действий. ЕС заинтересован в работе с партнерами, разделяющими общие ценности и общие интересы, для продвижения своей политической повестки дня и содействия миру и безопасности.

Хотя вопрос партнерства ЕС затрагивает все аспекты Компаса, необходимо также подумать о подходе к их укреплению и развитию в более стратегической манере. ЕС должен четко понимать свои интересы и приоритеты и на этой основе разрабатывать конкретные индивидуальные подходы.

Компас направлен на углубление сотрудничества с международными и региональными организациями. С Организацией Объединенных Наций у нас есть давние рамки для сотрудничества в области управления кризисами и поддержания мира, и мы можем сделать больше, например, в совместном изучении горизонтов и анализе конфликтов, в соответствии с новым набором приоритетов ООН. Сотрудничество с НАТО остается ключевой опорой европейской обороны. За последние годы был достигнут значительный прогресс в реализации двух совместных деклараций ЕС-НАТО, и можно сделать еще больше, включая изучение новых областей сотрудничества, например, в области устойчивости, новых и разрушительных технологий или вопросов климата и обороны. Компас также демонстрирует стремление к дальнейшему развитию отношений с ОБСЕ, Африканским союзом и АСЕАН.

С отдельными странами-партнерами «Компас» предлагает способы углубления сотрудничества по вопросам безопасности и обороны, в том числе посредством специальных диалогов и консультаций. В частности, он предлагает углубить сотрудничество в области безопасности и обороны с отдельными партнерами, такими как США, Канада и Норвегия, а также с другими странами в различных регионах.

Потенциальные области для дальнейшего взаимодействия могут включать миссии и операции CSDP;
развитие потенциала;
противодействие гибридным и киберугрозам;
безопасность на море;
разоружение и нераспространение;
борьба с терроризмом;
аспекты безопасности и защиты от изменения климата;
стратегические коммуникации и дезинформация или новые и прорывные технологии.

Вклад партнеров в миссии и операции ЕС по CSDP, основанный на Рамочных соглашениях об участии, по-прежнему будет ключевой областью сотрудничества и важным показателем прочности партнерства в сфере безопасности и обороны. В то же время мы будем стремиться определить дополнительные области для практического сотрудничества, такие как упражнения и учебные мероприятия, а также сотрудничество на разных ТВД. ЕС также будет стремиться к дальнейшему усилению своей поддержки наращиванию потенциала партнеров для более эффективного вклада в международный мир и безопасность.

Что делать дальше?

Основываясь на первом проекте Стратегического Компаса, представленном Высоким представителем в ноябре 2021 года, государства-члены продолжат свои обсуждения и переговоры в ближайшие месяцы. Цель состоит в том, чтобы Совет принял Стратегический Компас, а Совет Европы одобрил его к концу марта 2022 года.

Такова их дислокация.

(1) Главы государств ЕС подтвердили приверженность ЕС разработке Стратегического Компаса в своем заявлении в феврале 2021 года.