Миграционный кризис на белорусско-польской границе сейчас стал одной из самых обсуждаемых тем в мировом информационном пространстве. И беженцы с Ближнего Востока здесь — дело десятое, события могут обернуться крупным военным конфликтом, причём не только между Польшей и Белоруссией. Основные участники возможного военного противостояния стоят как раз за спиной Варшавы и Минска.
— Надо сказать, что белорусско-польская война уже идёт полным ходом, и началась она не с появления граждан третьих стран на белорусско-польской границе, — считает политолог Александр Зимовский. — Я намеренно не называю их ни беженцами, ни мигрантами. Потому что юридически, с точки зрения международного/белорусского/польского права, эти люди таковыми пока не являются.
Пока что это всего лишь иностранные туристы, систематически нарушающие польское и белорусское законодательство в части режима пребывания на приграничных территориях. Цинически выражаясь, они всего лишь обоюдоострый инструмент белорусско-польской, надеюсь, не более чем информационной войны.
С информационной войной у белорусов не заладилось, поэтому в ЕС, НАТО и США доминирует польский нарратив в части впаривания желаемой версии происходящего мировой общественности. Поляки включили всё свое заграничное лобби, отмобилизовали польскую прессу в атакующей стилистике и учинили патриотический угар.
Напротив, белорусский нарратив происходящего на границе годится для внутреннего употребления, да и то в ограниченных масштабах. Просто потому что в инфопространстве Белоруссии доминируют современные оппозиционные антилукашенковские тактические медиа, бОльшая часть которых завязана, опять-таки, на Польшу. У них и аудитория побольше (суммарно около двух с половиной миллионов активных пользователей, они же добровольные распространители). И качество информационного продукта вкупе с креативностью/оперативностью сильно повыше. И они явно лучше мотивированы.
Так выглядит местная трансграничная вялотекущая война “умов”.
Теперь к военной части дела.
Поляки за неделю развернули в полосе конфликта 12 тысяч кадровых солдат и 3 тысячи бойцов территориальных войск. Это примерно в полтора раза больше численности всех сухопутных войск белорусской армии. Танковое усиление поляки провели еще три недели тому, когда перебросили к белорусской границе Десятую бронекавалерийскую (танковую) бригаду, примерно 120 танков “Леопард” и “Леопард-2”.
Белорусы держат на своей стороне две механизированных бригады из состава Западного оперативного командования, артиллерийские и вспомогательные части. Их командование также организовало усиленное дежурство сил ПВО на западном и северо-западном направлениях. Россия демонстративно поддержала белорусов полетом стратегической авиации и воздушным десантом
В непосредственном соприкосновении находятся белорусские пограничники и польские пограничники. Подпирают их с каждой стороны силы полиции/милиции и подразделения спецназа. Последние ведут постоянную разведку, как техническую, так и визуальную. Поляки вбросили информацию о том, что белорусы из пограничного спецназа ОСАМ просачиваются на польскую территорию. Однако тема развития не получила.
В целом, район непосредственного соприкосновения насыщен войсками прилично, что у поляков, что у белорусов. Это даже в социальных сетях видно. В приложении “Тиндер” полно фотографий польских солдат, предлагающих себя в друзья/знакомые белорусским паненкам из Гродно и прилегающих местностей.
Однако даже до масштабов прошлогодней войны в Арцахе/Карабахе развернутым на сегодня силам и средствам поляков и белорусов как до горы Арарат.
Негативный сценарий, который недавно разыгрывали в польском генштабе, предполагает, что Белоруссия при поддержке России развяжет скоротечный приграничный военный конфликт. Который выведет Польшу из игры до того, как НАТО и Пентагон очухаются. Целью такого сценария, по мнению польских военных, будет навязывание Россией Западу нового формата взаимоотношений на основе полного пересмотра всего пакета международных военно-политических договоров о безопасности. В пользу Москвы, натурально.
При этом отрезать от Польши куски территории Москва не станет. Но западное присутствие и влияние в Польше, Прибалтике, на Украине и в Грузии будет помножено на ноль. Своего рода “Ялта 2.0”
Сценарий белорусов не заточен на первый удар, поскольку вся идея в том, чтобы выставить себя жертвой: жертвой санкций Минск себя уже давно объявил, будет, теоретически, еще и жертвой неспровоцированной вероломной агрессии. Поди плохо?
Вообще, идея маленькой победоносной войны сильно актуализировалась после триумфа президента Алиева; она в мозгах у вождей разного калибра копошится постоянно, и может дырочку наружу прогрызть. Это надо тоже ввести в наше военное уравнение.
Теперь НАТО. НАТО может не успеть в части статьи пятой Североатлантического договора. Просто потому что одним из условий включения НАТО в войну является нарушение территориальной целостности страны-члена. Как-то мне в штаб-квартире НАТО объяснял местный специалист, что пара-тройка снарядов, прилетевших через границу, или десяток крупнокалиберных пулеметных очередей casus belli не являются, а называются “пограничный инцидент”.
Поэтому я всем и каждому советую не теоретизировать, а учить матчасть. Применительно к сегодняшней ситуации между Белоруссией и Польшей есть только один известный масштабный аналог — боестолкновения на острове Даманский. Если Варшава и Минск все-таки рискнут продолжить борьбу в партере (нэ-вадза в дзюдо и/или положение лёжа в самбо), боевые действия пойдут именно так, как на Даманском. И никак иначе. Такова их дислокация.