Нынешнее появление в Чёрном море флагманского командного корабля Mount Whiney и эсминца с управляемым ракетным оружием Porter ВМС США не стало исключением. Черноморский флот ВМФ РФ не то чтобы сильно напрягся, но был вынужден выделить дополнительные силы и средства для контроля ситуации и отслеживания американских «морских бродяг» у своих границ. Так делается всякий раз, когда военные корабли НАТО (не только американские) проявляют некую активность в Чёрном море и российские военные моряки получают от этого свою выгоду — отрабатывают морские задачи в условиях приближенных к боевым.
— Давно прошли те времена, когда на море можно было использовать фактор внезапности или скрытого перемещения флотов, эскадр и кораблей для последующих боевых операций. Хотя раньше много кому это удавалось, — поделился с «СП» своими рассуждениями политолог Александр Зимовский. — Адмирал Нельсон в 1798 году прозевал флот Бонапарта, шедший в Египет.
Восемьдесят лет тому немцам удалось скрытно провести линкор “Бисмарк” из Гдыни через проливы Каттегат и Скагеррак в норвежскую базу Берген, и английский флот его не заметил. А сообщили про “Бисмарк” нейтральные шведы, просто случайно увидели.
Наконец, опять таки восемьдесят лет назад, японцы за 10 суток незаметно провели через весь Тихий океан 6 авианосцев, от курильского острова Итуруп до Гавайских островов для нападения на Перл-Харбор. И сохранили свои перемещения в тайне до самого начала атаки.
Теперь же широкое распространение сайтов, отслеживающих морской трафик, привело к тому, что передвижение кораблей, эскадр и флотов стало достоянием широчайшей общественности. Когда я готовил этот комментарий, флагман Шестого флота США Mount Whitney шел семиузловым ходом на траверзе стамбульского вокзала Хайдар-паша к южному входу в Босфор, затем застопорил машины и лег в дрейф напротив Галатского моста, где совершал различные эволюции при помощи нескольких турецких буксиров. После чего пришвартовался у мыса Сарайбурну; все это мне удалось выяснить меньше, чем за 30 секунд.
И уверяю вас, вы можете проделать с любым военным кораблем то же самое в смысле определения онлайн его текущих координат и направления движения.
Методы визуальной разведки тоже никто не отменял. Там же, в Стамбуле, я как-то наблюдал проход из Мраморного моря в Черное американского десантного носителя Whidbey Island с батальоном морской пехоты на борту; при этом сфотографировал корабль вероятного противника, не вставая из-за обеденного стола.
О чем незамедлительно доложил «товарищу капитану третьего ранга» из разведки ВМФ (шутка). Но вряд ли стал первым с такой своей новостью. Это к тому, что при современном развитии шпионского дела и аппаратуры спутникового слежения даже «гражданской наружности», внезапно ворваться в наше самое синее в мире Черное море невозможно. То есть мы уже будем ждать эти все флаги в гости к нам. Или к нам в прицел (об этом позже).
Что до активности прочих наших партнеров в Черном море, то не надо думать, что американцы/англичане и прочие натовцы расшалились, потому что нет на них СССР и Варшавского договора.
Вот, я взял заходы боевых кораблей США и НАТО в Черное море времен СССР, с лагом в 10 лет. Например, в течение 1971 года в Черное море входили 18 кораблей НАТО, из них 10 американских, все “американцы” классом не ниже эсминца. В 1981 году, на пике военно-морского могущества СССР, в Черном море побывали 8 боевых кораблей США, включая два крейсера УРО и пару фрегатов. В 1991 году, в те самые дни, когда Горбачев сидел в Форосе, в Черном море болтался американский ракетный крейсер Belknap. Просто тогда об этом знали только те, кому по чину положено, и не было принято шуметь про такое в газетах.
В прошлом году в Черное море боевые корабли США и НАТО осуществили 27 заходов, в 9 случаях это были корабли американцев.
Сейчас вот старик Mount Whitney на подходе. Почему «старик»? Да потому что этому флагману Шестого флота уже 50 лет. Прямо скажем, не Zumwalt, и не какой-нибудь Arleigh Burke-класс, можно было и посерьезней чего прислать.
По факту, Черное море постоянно бороздят три страны-члена НАТО (Болгария, Румыния, Турция). Болгары и румыны — просто военно-морские каботажники, а из взрослых дядей в Черном море реально способны осуществлять постоянное военно-морское оперативное присутствие только Россия и Турция. При этом и мы, и турки способны организовать и действия подводных лодок.
Именно поэтому присвоения Черному морю статуса внутреннего моря России нам в ближайшие годы никто не обещает. Напротив, здесь у нас будет растущий очаг напряженности. Что ищет американский флот в Черном море? Натурально, он ищет способ сломать баланс военно-морского присутствия в этой акватории в пользу НАТО. Кроме того, американцы давят на то, чтобы пересмотреть Конвенцию Монтрё и получить свободный доступ в Черное море (сейчас есть ограничения по тоннажу боевых кораблей нечерноморских стран и их срокам пребывания). Кроме того, российские военные уже фиксировали заход в Черное море американских кораблей с ядерным оружием на борту, во время нахождения в этих водах Первой постоянной военно-морской группы НАТО (SNMG 1).
Как дать понять, что мы не позволим? Например, можно сжечь «непереможний військовий флот України» прямо на Одесском рейде; эта задача по плечу и пароходофрегату «Владиміръ», не говоря о нынешнем КЧФ РФ. А потом посмотреть, захочет ли кто-нибудь на Западе повторить экспириенс Крымской войны 1853—1856 гг., чтобы наказать Россию? Ведь именно так случилось, когда адмирал Нахимов продемонстрировал османам, что Черное море — русское море.
Или, как вот только что объяснил президент Путин, на чужие корабли «можем посмотреть в бинокль либо в прицел». Только вот с учетом вышеизложенного (о средствах наблюдения за морским трафиком), следует заметить, что на море ситуация “смотреть в бинокль”, она на грани древнего анекдота. Того самого, про "что надо спецназовцу, чтобы вступить в рукопашный бой".
Чтобы увидеть американские боевые корабли в Черном море именно что в свой бинокль, командующий ЧФ должен просрать все свои подлодки с ПКР «Калибр», всю морскую авиацию, всю 11-ю бригаду надводных кораблей, и все противокорабельные комплексы «Бал» и «Бастион». Ибо только тогда американцы смогут приблизиться на дальность прямой видимости адмиральского морского бинокля. Или по-прежнему из всех искусств морского боя для нас важнейшим является «навал»?