Нам нужнее всего машины. Для любой работы, для любого завода нам понадобятся машины. Но для того, чтобы сделать машину, нужен металл. А для того, чтобы машина пошла, нужна энергия. Что это за штука энергия и откуда нам ее взять?
Ее вокруг нас сколько угодно. Порыв ветра — это энергия. Водопад — это энергия. Кусок каменного угля — это энергия. Полено, которое вы бросили в печку, это — энергия. Ветер, вода, уголь, дерево — они не живые, но их можно заставить работать, их можно принудить вертеть колеса машин. На бакинских промыслах ветер машет крыльями ветряка, а ветряк качает из-под земли нефть. На Волховстрое вода вертит колеса водяных двигателей — турбин, а турбины приводят в ход машины, добывающие электрический ток. В любом паровозе уголь кипятит воду и превращает ее в пар, а пар толкает поршни паровых машин.
Значит, первая наша задача — это добыть энергию для наших машин.
Что нам даст Днепрострой, когда Днепр будет наконец побежден?
На Днепре будет установлено девять турбин. Каждая турбина будет мощностью в 90 тысяч лошадиных сил! Днепрострой — это 810 тысяч лошадиных сил.
Можно считать, что мощность сильного человека — 1/20 лошадиной силы. Значит, Днепрострой — это 16 миллионов механических рабочих. И эти механические рабочие будут работать за ничтожную плату.
Знаете ли вы, почем будет отпускаться электрическая энергия на Днепрострое? По копейке за 1 киловатт-час. А что такое киловатт-час? Это приблизительно три рабочих дня сильного человека.
Копейка за три рабочих дня. Вот во сколько обойдется нам работа каждого механического работника на Днепрострое!
Значит, нам прямой расчет строить водяные электростанции. И мы их будем строить.
У нас уже работает пять больших гидростанций: Волховская (под Ленинградом), Земо-Авчальская, Эриванская, Лени-наканская (все три на Кавказе) и Кондопожская (в Карелии). Они нам дают 100 тысяч лошадиных сил.
Пять больших гидростанций в постройке: Днепровская, Свирская, Рионская, Гизельдонская и Дзорагатская. Приступаем к постройке трех больших гидростанций на Кавказе и в Средней Азии. А сколько еще мелких гидростанций построено и будет построено!
И все наши гидростанции будут каждый год сберегать нам 3 — 4 миллиона тонн угля.
Со временем мы все комбинаты свяжем общей электрической сетью. В первую очередь мы протянем электрические провода из Днепростроя в Донбасс. Днепрострой и Донбасс дружно возьмутся за руки. Когда у Донбасса будет нужда в токе, ему поможет Днепрострой. Когда Днепрострою нужен будет ток, ему поможет Донбасс. А это будет случаться каждый год.
Весной, когда на поверхности земли разливаются реки, подземные воды тоже начинают буянить — заливать шахты. День и ночь работают электрические насосы — откачивают воду.
Остановить насосы — зальет. Мудрено ли, что в это время Донбассу не хватает своего тока, нужен ток до зарезу. А на Днепре в это время половодье, высокая вода, работают все до единой турбины, тока хоть отбавляй. Вот тогда-то и поможет Днепр Донбассу, пошлет ему ток для насосов.
А когда вода спадет, когда турбинам не хватит воды и днепровским заводам не хватит энергии, тогда с Днепростроя дадут знать в Донбасс:
— Помогайте!
И в обратную сторону побежит ток по проводам: со станции Донбасса на днепровские заводы. Ведь электростанции Донбасса работают на угле.
Но это только начало. Будет время, когда мы всю страну сделаем электрической.
В городе электричество уже одержало победу над керосином, теперь очередь за деревней.
Свет без огня, без копоти, ровный, яркий, безопасный, загорится на деревенских улицах. Тысячи часов отвоюет у зимы, у темной осени электрическая лампа. Больше будет у крестьянина времени для работы, для чтения.
А лет через пятнадцать — двадцать электричество станет такой же обычной вещью, как вода или воздух. В любом месте можно будет получить энергию и свет в любом количестве. И на фабриках и в полях будут работать электрические машины. Электрические поезда будут мчаться по железным путям. Электрические плуги будут пахать землю. Электрические комбайны будут убирать урожай. На электрических автомобилях будут ездить на работу рабочие.
Всюду — на улице, в доме, на фабрике — будут работать неслышные, проворные, сильные электрические слуги.