У Сары просто не оставалось вариантов. За пять лет она перепробовала все возможные способы лечения тяжелой депрессии, но ничего не помогало. «Моя повседневная жизнь стала настолько ограниченной из-за депрессии, что я чувствовала себя ужасно каждый день» — вспоминает она.
Но после прохождения экспериментальной процедуры, в ходе которой ей вживили в мозг электронное устройство, она впервые за многие годы почувствовала, что ее депрессия отступает. «Как будто изменился мой взгляд на мир».
Сара принимала участие в испытании нового подхода к лечению тяжелой депрессии, результаты которого опубликованы накануне в журнале Nature Medicine. В исследовании участвовала только она, и пока неясно, насколько эффективно метод может работать с другими людьми. Однако данные, полученные в ходе исследования, помогли исследователям лучше понять природу депрессии и могут быть использованы в других попытках лечения этого заболевания.
«Мы выявили с помощью этого испытания некоторые фундаментальные свойства мозга» — рассказывает автор исследования Кэтрин Скангос, психиатр из Института нейронауки имени Вейля Калифорнийского университета в Сан-Франциско. «Мы думаем, что эти выводы о мозге будут доступны широкой публике и помогут нам разработать новые персонализированные методы лечения депрессии».
В исследовании использовался метод глубокой стимуляции мозга, при котором электроды, имплантированные в мозг, подают электрические импульсы в попытке изменить или регулировать его аномальную активность. Этот метод широко применяется при таких заболеваниях, как эпилепсия и болезнь Паркинсона. Исследования последнего десятилетия показали, что иногда это может помочь и при депрессии, но результаты были противоречивыми. В большинстве предыдущих работ стимуляция проводилась в отдельных областях мозга, которые считались вовлеченными в депрессию. В данном же исследовании стимуляция была направлена на области, являющиеся частью определенных мозговых цепей — взаимосвязанных участков, отвечающих за определенные функции.
«Сейчас мы все больше понимаем, что депрессия вызвана неисправными цепями» — говорит Скангос.
Кроме того, у каждого человека эти цепи могут быть разными. Поэтому в данном исследовании группа персонализировала подход к лечению в соответствии с депрессией конкретного пациента. Они составили карту мозговой активности, которая возникала, когда у Сары обострялись симптомы. Затем они хирургическим путем имплантировали устройство, которое могло обнаруживать эту активность мозга и посылать стимуляцию в контур, где происходила эта активность.
Для Сары эта процедура оказалась очень эффективной. На следующее утро после включения устройства ее показатели по шкале оценки депрессии снизились. И, что, возможно, более важно, она почувствовала значительные изменения в своем настроении. Во время первой стимуляции она громко смеялась в лаборатории. «И все в комнате сказали: «Боже мой!», потому что я впервые за пять лет спонтанно рассмеялась и улыбнулась, и это было не понарошку», — говорит она.
Депрессивный контур Сары вспыхивает сотни раз в день, и каждый раз имплантированное устройство подает короткий стимулирующий импульс. В общей сложности она получает около 30 минут стимуляции каждый день. Сара не чувствует импульсов, но, по ее словам, у нее есть общее представление о том, когда они происходят в течение дня. «Я чувствую прилив энергии и позитива» — говорит женщина.
Несмотря на ошеломляющий успех в случае с Сарой, данное исследование было лишь первой демонстрацией этого подхода. Прибор, использованный в испытании, не разрешен для лечения депрессии — изначально он был разработан для лечения эпилепсии и использовался в испытании в соответствии с разрешением FDA на использование прибора в исследовательских целях. «Нам предстоит большая работа в этой области, чтобы подтвердить этот результат и понять, действительно ли это то, что может быть использовано в качестве метода лечения» — рассказывает Эдвард Чанг, один из авторов исследования и председатель отделения нейрохирургии в UCSF.
Если этот метод окажется эффективным для других людей, то, скорее всего, он будет использоваться только после того, как будут испробованы все другие варианты, говорит Чанг. Хирургия — особенно операция на мозге — всегда сопряжена с риском. Что касается пациентов с болезнью Паркинсона и эпилепсией, то пациенты, которые идут по этому пути, как правило, уже испробовали все другие методы. «На данный момент многие из этих методов мы рассматриваем как последнее средство». Кроме того, это дорогостоящий подход — устройство, использованное в данном исследовании, обычно стоит от 35 000 до 40 000 долларов.
Но даже сам по себе эксперимент может помочь усовершенствовать наше общее понимание депрессии. Команда смогла определить схемы в мозге, вовлеченные в депрессивные симптомы по крайней мере у одного человека, и эти схемы могут быть общими для других пациентов. Наличие фундаментальной информации о схемах депрессии может помочь в разработке нехирургических стратегий, направленных на подобные области.
Сара считает, что ее успех также может помочь избавиться от стигмы, связанной с депрессией. По ее словам, прохождение исследования помогло Саре пересмотреть свое отношение к этой болезни. Всю свою жизнь она считала, что ей станет легче, если она возьмет себя в руки и будет очень стараться. «Мы перепробовали все возможные методы лечения, и у меня всегда был позитивный настрой на успех, но ничего из этого не помогло. Это только усиливало депрессию и заставляло меня чувствовать, что я — худший в мире пациент, и это было моим личным моральным поражением» — вспоминает она.
Испытание изменило эту ситуацию и помогло принять утверждение врачей о том, что ее депрессия — это болезнь мозга. «К концу испытания я поняла, что это ничем не отличается от болезни Паркинсона».
Оригинал: The Verge
Имплант для стимуляции мозга может помочь в лечении тяжелой депрессии