Автопарк Чеченской Республики пополнился ещё двумя автомобилями — Фонд Ахмата Кадырова подарил автомобили Mercedes офицерам спецподразделений Анзору Бисаеву и Сайди Лорсанкаеву, которые в ходе состязаний получили право на ношение краповых беретов. Не вдаваясь в подробности самих соревнований, где были, как отмечалось, разного рода нарушения (некоторых участников подвозили на автомобилях на участке марш-броска), акцентируемся на поощрительных наградах.
— Начнём с того, что дарёному «мерину» в ценник не смотрят, — говорит политолог Александр Зимовский. — Самое простое объяснение, да, видимо, и самое верное, надо искать в словах персонального водителя товарища Саахова — товарища Джабраила: «Это старинный красивый обычай».
Обычай, как известно, требует, чтобы все было натурально. В медиа будут сопротивляться, брыкаться, даже кусаться, звать Росгвардию, кричать: «Я буду жаловаться в Кремль!», — но вы не обращайте внимания. Единственно, что в конкретном случае с одаренными «краповиками» надо оценить, это законность собственно события.
Здесь я должен сразу уточнить. Как-то СМИ создали такую картину, будто автомобили достались простым солдатикам, прошедшим/не прошедшим суровое мужское ристалище. Э, нет, тарапица нэнада.
Транспортными средствами поощрены отнюдь не рядовые гвардейцы, а командир ГБР СОБР «Терек» Управления Росгвардии по Чеченской Республики подполковник полиции Сайди Лорсанкаев и командир ОМОН Управления Росгвардии по Чеченской Республике майор полиции Анзор Бисаев.
Дальнейшие их действия определяются приказом №39 от 06.02.2017 г. за подписью главкома Росгвардии генерала Золотова. В приказе есть пункт №8, который обязывает любого росгвардейца сдать подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тысячи рублей либо стоимость которого неизвестна; сдать материально ответственному лицу, назначенному вышестоящим командиром. Поэтому за дальнейшими разъяснениями о судьбе пресловутых «меринов» любопытным надо обращаться к начальству, которому подчинены вышепоименованные офицеры.
Далее по поводу дарителя. Дарителем «мерседесов» выступил Региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова. Согласно «Положению о фонде» он обладает надлежащими правами одаривать и вообще благодетельствовать. Фонд и одаривает. Например, байкерскому клубу «Ночные Волки» фонд подарил отнюдь не дешёвые байки-мотоциклы. Поди плохо? Помогал фонд и семьям погибших псковских десантников, и паломничество в Мекку оплачивает верующим старше 60 лет, и вообще список добрых дел там большой. Поэтому и здесь с правовой точки зрения все понятно.
Что до общественного мнения и общественного же бурления, то не надо забывать о нашей истории. Ведь еще конунг Рюрик, создатель древнерусского государства, титуловался «кольцедаритель». Кольцедаритель есть тот, кто одаривает своих воинов-дружинников, свою ближнюю стражу изделиями из драгметаллов в виде наручных колец за боевые заслуги и массовый героизм. Вот, Беовульф, например, или Ательстан, первый король Англии, частенько этим баловались, что и отражено в сагах. Кольцедарительство вообще устойчивая традиция, зафиксированная многими хрониками германского и скандинавского эпоса. Неудивительно, что она благополучно дожила до наших времен и прочно угнездилась в менталитете.
Славный Александр Васильевич Суворов частенько получал тысчонку-другую душ от щедрот государыни императрицы Екатерины II, а уж сколько всего получил от Петра Великого-минхерца Александр Данилович Меншиков — лучше не вспоминать. Тема развивалась даже на стыке монархии и развитого социализма, все мы помним про шубу с царского плеча, которую Иоанн Грозный жалует кинорежиссеру Якину.
А уже в наше легкомысленное время гордое кольцедарительство викингов трансформировалось в фольклорное «не насосала, а подарили», «анальный кредит» и другие формы скрытого и явного патронажа и непотизма.
Это говорит нам о том, что общество все понимает насчет происхождения различных внезапных «заслуг», и не слишком по такому поводу обольщается, но и не дергается особо. С другой стороны, безнаказанный рост количества действительных членов всероссийского клуба «Божья роса» как раз и свидетельствует, что их планы и надежды не рухнут из-за безответственных устремлений очередных революционеров. Как и было сказано на заседании дискуссионного клуба «Валдай». А что не так?