X

Как цифровые зависимости используют нашу тягу к дофамину

Один пациент, яркий и вдумчивый молодой человек в возрасте около 20 лет, пришел к доктору на прием по поводу изнурительной тревоги и депрессии. Он бросил колледж и жил с родителями. Парень даже смутно подумывал о самоубийстве. Он также играл в видеоигры почти каждый день и до поздней ночи.

Двадцать лет назад я бы первым делом прописала такому пациенту антидепрессант. Сегодня я рекомендовала нечто совершенно иное: дофаминовое голодание. Я предложила ему воздержаться от всех экранов, включая видеоигры, на один месяц.

За свою карьеру психиатра я вижу все больше и больше пациентов, страдающих от депрессии и тревоги, в том числе здоровых молодых людей с любящими семьями, элитным образованием и относительным достатком. Их проблема не в травме, социальной неустроенности или бедности. Дело в избытке дофамина, химического вещества, вырабатываемого в мозге, которое функционирует как нейротрансмиттер, связанный с чувством удовольствия и вознаграждения.

Когда мы делаем что-то, что нам нравится, например, играем в видеоигры, как в случае моего пациента, мозг выделяет немного дофамина, и мы чувствуем себя хорошо. Но одно из самых важных открытий в области неврологии за последние 75 лет заключается в том, что удовольствие и боль обрабатываются в одних и тех же участках мозга и что мозг изо всех сил старается поддерживать их баланс. Если баланс отклоняется в одну сторону, он изо всех сил пытается восстановить равновесие, которое неврологи называют гомеостазом, отклоняясь в другую сторону.

Как только происходит выброс дофамина, мозг адаптируется к нему, уменьшая стимуляцию дофаминовых рецепторов. Это заставляет мозг выравниваться, склоняясь в сторону боли, вот почему за удовольствием обычно следует чувство, похожее на похмелье. Если мы выждем достаточно долго, это чувство уйдёт, и баланс восстановится. Но существует естественная тяга противодействовать этому, возвращаясь к источнику удовольствия за очередной дозой.

Если мы будем продолжать в том же духе каждый день в течение нескольких часов, недель или месяцев, у мозга изменится установка на получение удовольствия. Теперь нам нужно продолжать играть в игры, но не для того, чтобы испытывать удовольствие, а просто для того, чтобы чувствовать себя нормально. Как только мы прекращаем играть, мы испытываем универсальные симптомы отмены любого вещества, вызывающего зависимость: беспокойство, раздражительность, бессонницу, дисфорию и мысленную озабоченность употреблением, иначе называемую тягой.

Наш мозг выработал этот отточенный баланс в течение миллионов лет, когда удовольствия были скудны, а опасности присутствовали постоянно. Проблема сегодня заключается в том, что мы больше не живем в том мире. Вместо этого мы живем в мире непреодолимого изобилия. Количество, разнообразие и сила воздействия наркотиков и поведения, вызывающих сильную зависимость, никогда не были столь велики. Помимо веществ, вызывающих привыкание, таких как сахар и опиоиды, появился целый класс электронных зависимостей, которых не существовало еще 20 лет назад: смс, твиттер, интернет-серфинг, онлайн-покупки и азартные игры. Эти цифровые продукты разработаны так, чтобы вызывать привыкание, они используют мигающие огоньки, праздничные звуки и «лайки», обещая все большее дофаминовое вознаграждение всего за один клик.

Related Post

Однако, несмотря на расширенный доступ ко всем этим наркотикам, дающим хорошее самочувствие, мы несчастны как никогда раньше. Уровень депрессии, тревожности, боли и самоубийств растет во всем мире, особенно в богатых странах. По данным Всемирного отчета о счастье, в котором 156 стран ранжируются по тому, насколько счастливыми считают себя их граждане, американцы в 2018 году они были менее счастливы, чем в 2008. В других богатых странах, включая Бельгию, Канаду, Данию, Францию, Японию, Новую Зеландию и Италию, наблюдалось аналогичное снижение показателей оценки счастья. Исследование «Глобальное бремя болезней» показало, что количество новых случаев депрессии во всем мире увеличилось на 50% в период с 1990 по 2017 год, причем наибольший рост наблюдался в регионах с самым высоким уровнем доходов, особенно в Северной Америке.

Трудно увидеть причину и следствие, когда мы гонимся за дофамином. Только после того, как мы сделаем перерыв в употреблении наркотика, мы можем увидеть истинное влияние его потребления на нашу жизнь. Именно поэтому я попросила своего пациента отказаться от видеоигр на месяц — достаточное время, чтобы его мозг восстановил баланс дофамина. Это было нелегко, но его мотивировала контринтуитивная идея о том, что воздержание от того, что заставляет его чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, на самом деле может улучшить его самочувствие в перспективе долгосрочной.

К его удивлению, он действительно почувствовал себя лучше, чем в последние годы — меньше тревоги и депрессии. Он даже смог вернуться к видеоиграм без негативных последствий, строго ограничив время игры не более чем двумя днями в неделю по два часа в день. Таким образом, он оставлял достаточно времени между играми, чтобы баланс дофамина в мозге восстановился.

Он избегал видеоигр, которые были слишком затягивающими, тех, в которые он не мог перестать играть, как только начинал. Он выделил один ноутбук для игр, а другой — для школы, чтобы физически разделить игры и работу. Наконец, он обязался играть только с друзьями и никогда с незнакомцами, чтобы игры укрепляли его социальные связи. Человеческие связи сами по себе являются мощным и адаптивным источником дофамина.

Не все играют в видеоигры, но почти у каждого из нас есть свой цифровой наркотик, и он, скорее всего, связан с использованием смартфона — эквивалента иглы для подкожных инъекций для поколения, живущего по проводам. Сократить использование телефона, как известно, нелегко, потому что поначалу это приводит к тому, что баланс удовольствия и боли в мозге смещается в сторону боли, заставляя нас чувствовать себя беспокойными и раздражительными. Но если мы сможем продержаться достаточно долго, преимущества более здорового дофаминового баланса того стоят. Наш разум меньше будет занят жаждой, мы сможем больше присутствовать в настоящем моменте, а маленькие неожиданные радости жизни снова станут приносить удовлетворение.

Доктор Лембке — психиатр и профессор Стэнфордского университета. Это эссе взято из ее новой книги «Дофаминовая нация: Поиск баланса в эпоху изобилия» (издательство Dutton).

Оригинал: WSJ

Как цифровые зависимости используют нашу тягу к дофамину

Связанные записи