Выражение «кино и немцы», равно как и «война и немцы», возникшие в 1960-х, было не только реакцией на многочисленные кинофильмы о Великой Отечественной войне. Исторических примеров сражений с германцами предостаточно — с мечом они на Русь ходили неоднократно, память о былых сражениях осталась. Да и нынешняя риторика Берлина в отношении Москвы порой достаточно агрессивна. Что может измениться в отношениях двух стран после фактической победы социал-демократов на только что прошедших выборах в бундестаг? Что изменится теперь, и что нам с того?
— Строго говоря, пока ничего. В почти 160-летней истории СДПГ 26 сентября 2021 года знаменует собой поворотный момент: социал-демократия, которую многие объявили мёртвой, вернулась и претендует на лидерство в Германии, — говорит политолог Александр Зимовский. — Пост канцлера достанется конкретному человеку лишь после того, как заключат межпартийное соглашение о коалиции в новом составе бундестага. Будущая/гипотетическая коалиция должна иметь в бундестаге простое большинство и солидарно проголосовать за канцлера, кандидатуру которого внесёт федеральный президент Германии.
Таков технический, точнее парламентско-процедурный аспект. СДПГ, хотя и получила первую по численности фракцию в Бундестаге, самостоятельно сформировать правительство не в состоянии. Станут торговаться, делить портфели, в общем, демократия. Тем не менее, “тарапица нэнада”. Союз ХДС/ХСС еще не побежден. Отрыв от СДПГ невелик, поскольку заняв второе место, “чёрные” вправе принять участие в попытках сформировать коалиционное правительство.
Теперь много зависит от того, как позиционируют себя «Зеленые» и СвДП — им решать, станет ли канцлером Олаф Шольц или Армин Лашет.
Что интересует нас в первую голову? Оборонная составляющая. Не стану рассказывать про взгляды на военный потенциал и военную политику Германии каждой из партий. Формально СДПГ победила, вот про нее поподробней скажу.
СДПГ считает, что платить 2% ВВП на оборону (по нормам стран-участниц НАТО) не обязательно. Хотя Трамп немцев душил-душил, требуя делать взносы, получилось у него не очень. Кстати, благодаря сопротивлению социал-демократов. И сегодня немцы тратят на оборону 1,2% ВВП. И всё же на будущий год у них “забиты “ рекордные расходы — почти 43 миллиарда евро; СДПГ, как участница уже уходящей правящей коалиции, против этих расходов не выступала.
Общий взгляд СДПГ на структуру расходов такой: на оборону мирового климата — много денег дать, на социальную защиту населения — много денег дать, на военные нужды дать денег поскромнее. Значительно поскромнее.
Вообще военная политика по части отношения конкретно к бундесверу у СДПГ следующая — “СДПГ — партия мира; при этом deutsche soldaten, unteroffiziere und offiziere должны быть обуты, одеты, накормлены и хорошо вооружены”.
Перевод бундесвера на профессиональную основу СДПГ считает ненужным и даже вредным. Сейчас в бундесвере служат 184127 человек, из них контрактников — 53164 человек (данные на август 2021 года). Полагаю, что при правлении СДПГ в будущем это соотношение сохранится.
По поводу проекции силы, проще говоря, по поводу участия бундесвера в заграничных операциях. У СДПГ позиция здесь предельно простая: бундесвер едет за границу только на основании мандата Совета Безопасности ООН, решение об отправке войск санкционирует исключительно Бундестаг путем принятия в каждом случае соответствующей отдельной учредительной резолюции. Кстати, насчёт обязательного одобрения отправки солдат бундесвера парламентом. Это решение продавили именно социал-демократы в 1994 году, когда они в Конституционном суде ФРГ оспорили решения федерального правительства об участии бундесвера в операциях в Боснии и Герцеговине, на Адриатике и в Сомали.
В международном аспекте СДПГ полагает, что мир важнее отсутствия войны. Тонкая формулировка, но в этом вся СДПГ. Исходя из этого будущий канцлер от СДПГ, если таковой получится по результатам нынешних выборов и сложившейся в итоге коалиции, будет ориентирован на предотвращение кризисов, а не на их военное решение, либо эскалацию.
А поскольку принцип предотвращения кризисов и подавления их в зародыше не чужд президенту Путину, возможно, ему будет комфортно с новым германским канцлером. Русскую баню они, как с Герхардом Шредером, может и не станут совместно посещать, однако зону общих русско-германских интересов могут и существенно расширить. Нам ведь не впервой.