«Избегай полного идиотизма» – хороший принцип, которым стоит руководствоваться. Центральные банки мира с каждой неделей кажутся всё более и более свихнувшимися. Кен Рогофф, профессор экономики в Гарварде и бывший главный экономист Международного валютного фонда, привлекает к себе немало внимания в академической экономике. В мае 2020 г. он открыто выступил за «глубоко отрицательные процентные ставки». Возможно, это лишь мнение одного человека.
Но в ноябре он сказал: «Большинству центральных банков теперь, возможно, стоит установить процентные ставки даже не чуть ниже нуля, а намного ниже, скажем минус 3-4%. Так что когда экономика улучшится, политики еще не скоро захотят «оттолкнуться» от нуля и поднять ставки на положительную территорию». Другими словами, личные взгляды Рогоффа теперь стали общепринятым мнением во всем мире – несмотря на отсутствие в истории человечества примеров, когда «глубоко отрицательные процентные ставки» приносили бы что-то хорошее. Макроэкономическая манипуляция центральных банков зашкаливает. И всё из-за чего? Из-за болезни, похожей на грипп?
В США, похоже, обрисовывается новый план на 2021 г. Федеральная резервная система (ФРС) должна увеличить свой баланс («печатая деньги») где-то на $3.5 трлн, а Конгресс должен примерно столько же потратить. То есть около 18% ВВП должен профинансировать печатный станок. Ведь это всегда оканчивается хорошо, разве нет?
По этой причине Сенат просто обязан одобрить кандидатуру Джуди Шелтон в Совет управляющих ФРС. Шелтон очень хороший экономист, и, как и все очень хорошие экономисты двух последних столетий, она выступает за стабильные деньги, что на практике обычно означало систему золотого стандарта. В отличие от предложений, выдвигаемых сегодня в центральных банках, это всегда работало хорошо. Из многовекового опыта мы знаем, что это не идиотизм.
Алан Гринспен, получивший за 18 лет на посту председателя ФРС прозвище Маэстро, в начале своей работы считался сторонником золотого стандарта и продолжал восхищаться всемирным золотым стандартом после отставки.
Большинство стран сегодня (больше 50%, согласно МВФ) придерживаются основных принципов стабильных денег. Как правило, их валюты привязаны к какому-нибудь внешнему стандарту стоимости. Самое строгое выражение этого принципа – валютный совет. Такие страны отказываются от управления национальной экономикой посредством валютных манипуляций их центральных банков. Они не могут произвольно «печатать деньги», чтобы профинансировать внутренние расходы. Многие из этих стран уже это испробовали, и им не понравилось. Сегодня они просто хотят стабильных денег. Их кредитно-денежная политика фактически стала пассивной.
Подобно тому как евро сегодня выступает внешним стандартом стоимости для десятков стран, в прошлом такую роль во всем мире играло золото. Всемирная система золотого стандарта действовала в XIX веке и вплоть до 1914 г., затем была восстановлена в 1920-х и снова – на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. 1950-е и 1960-е были самыми благоприятными десятилетиями для глобальной экономики с 1914 г. и по сегодняшний день. Казалось, Бреттон-Вудский глобальный золотой стандарт работает хорошо (хотя он страдал от плохого внутреннего управления). Никто не хотел его отменять в 1971 г. – даже Ричард Никсон. Всего через несколько месяцев, в декабре 1971 г., осознав свою ошибку, Никсон попытался вернуть всемирную систему золотого стандарта посредством Смитсоновского соглашения, в соответствии с которым США обязывались восстановить привязку доллара к золоту по курсу $38/унция. Но, к сожалению, это так и не было осуществлено.
Сегодняшние реалии плавающих валют – и возможная благодаря им всё более агрессивная макроэкономическая манипуляция центральных банков – это следствие этого провала. В 2017 г. бывший управляющий Банка Англии Мервин Кинг написал книгу «Конец алхимии» (The End of Alchemy), где фактически утверждается, что центральным банкам стоит отказаться от своих схем и трюков. Но вместо этого после выхода книги всё достигло еще больших крайностей.
Возможно, присутствие Шелтон среди семи членов Совета управляющих ФРС, одновременно входящих в Федеральный комитет по операциям на открытом рынке из 12 человек, не сильно изменит ход событий. Но, по крайней мере, в ФРС будет хоть кто-то, кто не верит идеям, популяризуемым Кеном Рогоффом, о которых, думаю, мы когда-нибудь скажем: что это был за идиотизм!
«Ни один штат не может…делать законным средством для уплаты долгов что-либо, кроме золотых и серебряных монет», – говорится в 10-м разделе 1-й статьи Конституции США. Почти два столетия, до 1971 г., Америка следовала этому принципу (хоть и не совсем буквально) и стала самой богатой и процветающей страной в истории. В отличие от всех тех неработающих дурацких идей, что сегодня продвигаются центральными банкирами, этот принцип имеет доказанную историю успеха. Фактически это тот же принцип, которому сегодня следует большинство стран, стремящихся к стабильным деньгам, привязав свою валюту к внешнему стандарту стоимости.
Большинство людей мало интересуются академической экономикой. Но они понимают, что если что-то работало десятилетиями или столетиями, то оно заслуживает определенного уважения. Недовольство академиков кандидатурой Джуди Шелтон – наглядное доказательство того, что они каждый раз всё больше погружаются в безумие. К сожалению, это имеет последствия, и когда придет время выбраться из созданного ими хаоса, понадобится кто-то, кто знает, как это сделать.