Еще в пятом веке греческий историк Фукидид противопоставил самообладание и стоицизм спартанцев раскрепощённости и свободомыслию граждан Афин. Сегодня уникальное поведение и характеристики кажутся укоренившимися в определенных культурах.
Итальянцы во время разговора активно жестикулируют. Голландские дети особенно добродушны и менее суетливы. Русские редко улыбаются на публике.
Как психологи в области человеческого развития, мы очарованы этими различиями, тем, как они обретают форму и передаются от одного поколения к другому. Наша книга «Малыши, родители и культура» исследует, как ценности общества влияют на выбор родителей — и как это, в свою очередь, влияет на то, кем становятся их дети.
Непреходящее влияние культурных ценностей
Хотя генетика, безусловно, имеет значение, ваше поведение не однозначно жестко запрограммировано. В последние два десятилетия исследователи показали, как культура может формировать вашу личность.
В 2005 году психолог Роберт МакКрэй и его коллеги смогли зафиксировать явные различия в личностях людей, живущих в разных частях мира. Например, взрослые из европейских культур, как правило, были более общительными и открытыми для нового опыта, чем взрослые из азиатских. Люди из Северной Европы были более сознательными, чем их сверстники из Южной.
Недавно мы смогли проследить некоторые из этих различий до раннего детства.
Воспитание – это совсем неудивительно — сыграло свою роль.
Чтобы провести исследование для нашей книги, мы работали с коллегами из 14 разных стран. Наша цель состояла в том, чтобы изучить, как общественные ценности влияют на воспитание родителями детей. Затем мы изучили, как эти разные стили воспитания влияют на поведение и личность самих маленьких людей.
Мы сделали это, прежде всего, рассылая анкеты для родителей по всему миру, прося их описать свой распорядок дня, их надежды на своих детей и методы воспитания. Затем мы попросили их подробно рассказать о поведении малышей.
Мы также опирались на работу голландского социального психолога Гирта Хофстеде, который в 1970-х годах опрашивал сотрудников IBM по всему миру о факторах, приводящих к удовлетворенности работой.
Мы смогли сравнить его результаты с нашими и были удивлены, увидев, что его результаты коррелируют с нашими собственными. Культурные ценности, которые проявились в предпочтениях в 1970-х годах, можно было увидеть в родительской практике и темпераменте ребенка 40 лет спустя.
Это важно, потому как показывает, что культурные ценности относительно устойчивы и влияют на то, как дети развиваются с течением времени.
Думать о себе или думать о других?
Возможно, наиболее известными из этих широких культурных ценностей являются индивидуализм и коллективизм.
В некоторых обществах, например в США и Нидерландах, людьми в основном движут занятия, приносящие им пользу. Ожидается, что они будут стремиться к личному признанию и повышать свой социальный или финансовый статус.
В более коллективистских обществах, таких как Южная Корея и Чили, большое значение придается благополучию более широкой группы — обычно семьи, но также работы или страны.
Мы обнаружили, что то, как родители воспитывают своих детей, сильно зависит от этих социальных ценностей и, вероятно, способствует передаче этих ценностей от одного поколения к другому.
Например, по сравнению с родителями в индивидуалистических культурах, родители-коллективисты гораздо более склонны, делая выговор своим детям, заставлять их «думать» о своем плохом поведении и о том, как оно может негативно повлиять на окружающих.
Это способствует гармонии в группе и подготавливает ребенка к процветанию в коллективистском обществе. В то же время, если вам постоянно предлагают подумать о том, как ваши действия влияют на других, вы также будете с большей вероятностью чувствовать беспокойство, вину и стыд.
Также мы обнаружили, что дети в коллективистских культурах склонны выражать более высокий уровень печали, страха и дискомфорта, чем дети, растущие в индивидуалистических обществах.
Свободны стремиться к счастью?
Второй набор ценностей, который мы изучали — раскрепощённость и сдержанность.
Некоторые культуры, такие как США, Мексика и Чили, склонны поощрять раскрепощённость. Другие — например, Южная Корея, Бельгия и Россия — поощряют сдержанность перед лицом искушения.
Эти ценности кажутся связанными с определенным набором родительских целей.
В частности, родители в обществе, где преобладает раскрепощённость, склонны подчеркивать важность развития чувства собственного достоинства и независимости. Например, они ожидают, что дети будут развлекаться и засыпать самостоятельно. Когда один из их детей плохо себя ведет, они часто подсказывают, как он или она могут исправить ситуацию, и пытаются исправить ущерб.
Месседж, которое дети могут получить от такого обращения, состоит в том, что они сами контролируют свое счастье и должны быть в состоянии исправить свои собственные ошибки. В то же время, когда ожидается, что дети будут стремиться к раскрепощённости, они с большей вероятностью будут импульсивно стремиться к немедленному вознаграждению — будь то поесть конфет перед обедом или захватить игрушку с полки в магазине — до получения разрешения.
Между тем, в обществах, которые отдают предпочтение сдержанности, родители чаще кричали или ругались, наказывая своих детей. Это могло сделать их более послушными. Но это также может сделать детей менее оптимистичными и менее склонными к получению удовольствия.
Будущее за индивидуализмом?
Похоже, что родители заинтересованы в том, чтобы лучше подготовить своих детей к жизни в мире, в котором они, скорее всего, будут жить, и то, что работает в одной культуре, не обязательно хорошо работает в другой.
Но по мере того, как наш мир становится более взаимосвязанным, это разнообразие подходов к воспитанию может уменьшиться. Фактически, большинство стран стали более индивидуалистичными за последние 50 лет — сдвиг, который наиболее заметен в странах, которые испытали наибольший экономический рост.
Тем не менее, в разных культурах по-прежнему существует огромная разница в стилях воспитания и развитии детей, что свидетельствует о непреходящем влиянии социальных ценностей.