X

СООБРАЗИЛ НА ТРОИХ

Вспомнить кампанию в целом и отдельные ее моменты мы решили с экспертами, находящимися по разные стороны баррикад идейно и географически — политологом Павлом УСОВЫМ из Варшавы и медиа-консультантом из Санкт-Петербурга Александром ЗИМОВСКИМ. То, что роль баррикады в данном случае выпадает Беларуси, конечно, горько. Но нам не привыкать — процедура всенародного волеизъявления в любой стране редко сопровождается исключительно позитивными эмоциями.

ВОЛЕИЗЪЯВИТЕЛЬНЫЕ ИЗЮМИНКИ

ТРИ ОТЛИЧИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ-2020 ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫБОРОВ

Версия «БелГазеты»:
1) очень ранний (2018г.) старт;
2) сразу обозначившееся протестное голосование;
3) полная прозрачность с точки зрения возможных сценариев.

Версия Александра Зимовского:
1) полное выпадение бээнэфовцев (собирательный образ) из выборного процесса (у нас сейчас это называется «старая оппозиция», «титульная оппозиция». - 
Ред.);
2) обилие политических дилетантов, как следствие пункта 1;
3) предсказуемый отказ Лукашенко от применения современных избирательных технологий и опоры на подконтрольные ему медийные ресурсы.

С бээнэфовцами все просто: они загнивали после медийно-идейного разгрома 2010г., саморазложение дошло до точки, когда «нават самыя апантаныя» поняли, что идея уже неприлично попахивает. Конечно, новые цветы из этого гноя взойдут, не ведая стыда, но «тарапица нэнада».

В образовавшийся вакуум всосало дилетантов. Которые решили, что вести кампанию можно, не имея идеологии и партийных оргструктур, по наитию или на голом апломбе. Фальстарт и получился. Подписи, скажем, следовало собирать шепотом, не вылезая в публичное поле с заявлениями о будущей перекройке общества. Ошибка новичка.

Профессионалы в Беларуси еще в 2015 г. убедились, что местные госСМИ потеряли всякую интеллектуальную и технологическую способность оседлать гребень информационной волны в ходе выборов. Лукашенко перед этими выборами пытался пустить в свои медиа свежую струю, но лишь окончательно осознал, что его машина пропаганды — отнюдь не Tesla, а ведро с болтами (в хорошем смысле). В итоге он стал сам на своей дуде игрец, вся вербальная часть кампании шла от него напрямую, Лукашенко никому не доверил это дело. И «ответка» прилетела: фронтмены госСМИ стали его сливать уже не в курилках, а публично.

Версия Павла Усова:
1) неожиданная динамика избирательного процесса;
2) визуализация электоральной поддержки через уличную активность;
3) репрессии в отношении кандидатов на раннем этапе.

КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ТАК МОЖНО БЫЛО?

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ-2020

Версия «БелГазеты»:
1) каков реальный рейтинг Александра Лукашенко?
2) к каким инструментам помимо насилия способна прибегнуть власть в предвыборной борьбе?
3) что случится после очередной победы Лукашенко на выборах?

Версия Павла Усова: 1
) связи оппонентов Лукашенко с Россией;
2) возможность общенационального протеста и революции;
3) способность системы обеспечить свою стабильность.

Версия Александра Зимовского:
1) если использовать метафору Виктора Пелевина, это вопрос соотношения «пидорасов» и «клоунов»;
2) каков реально уровень озлобления избирательской массы?
3) через какую границу ворвутся в Беларусь «боевики»?

Выборы в Беларуси — игра с нулевой суммой, это общеизвестно. Когда говорят, что Лукашенко цинично выигрывает выборы, забывают, что прочие кандидаты проигрывают их не менее цинично, ибо лезут в ЦИК, заведомо зная результат. Пелевинская дилемма в чистом виде. Помните, как это описано в романе «Empire V»«Единственная перспектива у продвинутого парня в этой стране — работать клоуном у пидорасов. ... Кто не хочет работать клоуном у пидорасов, будет работать пидорасом у клоунов».

Резкое сужение кормовой базы у всего электората, неадекватная реакция государства на пандемию не могли не озлобить простых людей. Соцсети, а затем улица показали верхам такой уровень озлобления, что начальство запаниковало и привело армию и полицейские силы в полную боевую готовность.

«Боевики» - неотъемлемая часть официального предвыборного дискурса. В минулые года петушки на минских шпилях и под шпилями уже обкукарекали все стороны света, кроме Востока, однако все ж думали: «Да быть не может!» Поэтому интрига не очень чтобы очень, но получилась.

ГДЕ СОЛОМКИ НЕ ПОДСТЕЛИЛИ

ТРИ ФАКТОРА, ПРЕДОПРЕДЕЛИВШИЕ ОБВАЛ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ

Версия «БелГазеты»: 1
) социально-экономический — снижение доходов населения на протяжении последнего десятилетия, прекаризация электората;
2) демографический — смена поколений;
3) информационный — миграция читательской аудитории в СМИ и соцсети.

Версия Александра Зимовского:
1) неадекватная реакция на пандемию;
2) рост поборов с населения;
3) утрата государственной монополии на нарратив.

Туманная медстатистика, отказ в матпомощи населению, отказ от снижения фискального давления в целом, уничижительное огульное отношение к людям. Не надо в чумном бараке канканировать с перезрелыми чирлидершами.

Галопирующий рост неналоговых изъятий у населения через волюнтаристски назначаемые тарифы ЖКУ, людоедские штрафы, технические обязательные платежи ни за что, рост цен... Да пальцев не хватит у меня перечислять!

Сегодня в Беларуси на каждого профнепригодного государственного шоумена из телепроектов типа «Как похорошела Беларусь при …» приходится три-четыре-пять и более европейски образованных «нектов»: телеграмеров, ютуберов, инфлюэнсеров и т.д. Они предлагают свою версию нарратива о жизни в РБ. И она лучше заходит в рассерженные массы: в отличие от кондовой речи некомильфотных, в массе своей стилистически архаичных дикторов и дикторш, «некты» говорят на русском живом общенародном сленге. Глупости говорят, по большей части, но весело и напористо. Десакрализуют сакральное под улюлюканье прекариата. И не получают профессиональный отлуп от госпропагандистов-идеологов. Вот и подорвали доверие-то...

Версия Павла Усова:
1) провальная политика властей по борьбе с коронавирусом;
2) приход в политику кандидатов системы с возможной их поддержкой Россией;
3) опора на информационные технологии.

БОТЫ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА

ТРИ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИДАВШИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ-2020 ДИНАМИКУ И НАКАЛ

Версия «БелГазеты»:
1) мобилизация электората в соцсетях;
2) манипуляции с социологией;
3) стимуляция протестной активности в регионах.

Версия Павла Усова: 1
) айфонизация страны;
2) формирование целого пласта медиа-активистов: блогеров, ютуберов и т.п. ;
3) сетевая активность.

Версия Александра Зимовского:
1) телеграм-каналы;
2) телеграм-каналы;
3) телеграм-каналы.

В Беларуси в телеграм-каналы завели уже сложившуюся протестную аудиторию с других платформ, с Twitter, например. Тутэйшая аудитория приучена не говорить, а слушать, заточена на восприятие монолога. В здешней «телеге» можно вещать с амвона, не заморачиваясь реакцией публики: читатель ждет уж рифмы «жопа» — на, вот, возьми ее скорей. А еще в местной «телеге» напрочь отсутствуют представители местного же пропагандистского и провластного официоза — в то время как в РФ все значимые медийные фигуры проталкивают провластную повестку в телеграм-каналах, и весьма результативно. Чтобы и колхозники меня поняли: телеграм-каналы — это борщевик Сосновского. Хочешь искоренить — давай бюджеты, давай госпрограмму и профессиональный менеджмент. С точки зрения массового неконтролируемого распространения информации, Телеграм в РБ — это как радио в художественном фильме Вуди Аллена «Дни радио». На такой платформе можно планировать и осуществлять любые протестные, манипулятивные и мобилизационные кампании.

КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?

ТРИ ПЕРСОНЫ, КОТОРЫЕ НАС ПОРАЗИЛИ ВО ВРЕМЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ-2020

Версия «БелГазеты»:
1) Александр Лукашенко;
2) Виктор Бабарико;
3) Светлана Тихановская.

Версия Павла Усова:
1) Степан Путило (Nexta),
2) Зенон Позняк,
3) Светлана Тихановская.
 

Версия Александра Зимовского:
1) Владимир Путин.
Просто монумент терпения какой-то, самый настоящий!

БЛЕСНУТЬ? ПРОСИЯТЬ? ЗВЕЗДАНУТЬ?

ТРИ САМЫХ ЯРКИХ СЮЖЕТА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ-2020

Версия «БелГазеты»:
1) сбор подписей за альтернативных кандидатов;
2) аресты и уголовные дела в отношении альтернативных кандидатов;
3) задержание сотрудников российского ЧОП в санатории «Белорусочка».

Версия Павла Усова:
1) провокация и арест Сергея Тихановского;
2) сбор штабом Виктора Бабарико почти 500 тыс. подписей;
3) обвинение России в попытках дестабилизировать ситуацию в Беларуси.

Версия Александра Зимовского: 1
) явление Тихановской народу;
2) отсутствие хоккея в пиар-мероприятиях кандидатов;
3) экспроприация культурных ценностей у буржуев-мироедов.

Мне, видите ли, принадлежит неопровержимый тезис: «Кукловод Тихановского — это его жена». И когда Светлана Георгиевна, не отходя от кассы, выковала себе окончательную бумажку на регистрацию своей инициативной группы, я лишь убедился, что если чего-то и не знаю про женщин, то мне этого и знать не надо.

Хоккей — национальный вид спорта белорусов. Отказ кандидатов от выхода на лед на потеху избирателям показывает, что, несмотря на все свои блаблабла, страшно далеки все кандидаты от народа. Жаль, если белорусский хоккей после выборов выродится в кампанейщину и показуху. Мне будет его не хватать.

Как завсегдатай музеев Санкт-Петербурга и почетный гражданин кулис, не могу обойти вниманием экспроприацию культурных ценностей у буржуев-мироедов. Знаете, в Эрмитаже во всякий день найдется турист, интересующийся, правда ли, что революционные трудящиеся после штурма использовали царские малахитовые вазы в качестве калоприемников. На самом деле это апокриф, фейк. Но в контексте исторических параллелей белорусский перформанс с участием Шагала и Сутина представляется мне явно недопонятым белорусской культурной общественностью. Смею предположить, что Марселю Дюшану бы понравилось.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ВСЕХ ВЕРСИЙ ЗДЕСЬ