Массовая вакцинация населения России от коронавируса потребует выпуска до 70 миллионов доз препарата.
А дальше?
Чем ближе выход на рынок вакцины от коронавируса, тем больше дискуссий о том, кто первым её получит.
Вы-то сами как считаете, с кого начинать?
Решение будет не из простых. Чутьё мне подсказывает о появлении большого количества людей и социальных групп, которые посчитают, что они должны быть на вершине списка.
Традиционно, первыми в очереди за дефицитной вакциной находятся работники здравоохранения и люди, наиболее уязвимые для конкретной инфекции. Но тут вступает в дело фактор географии: вакцину должны, в первую голову, получить те регионы, где коронавирус прогрессирует сильнее всего. И, натурально, первыми будут вакцинированы добровольцы, которые пожертвовали собой ради получения новейшего антикоронавирусного снадобья.
Россия объявила о начале с октября массовой вакцинации населения. Другие экспериментальные образцы также выходят на финишную прямую.
Moderna и Pfizer начали тесты, которые в конечном итоге будут включать 30 000 добровольцев каждый; в ближайшие несколько месяцев будут поступать столь же большие группы добровольцев, чтобы протестировать варианты вакцины, сделанные AstraZeneca, Johnson&Johnson и Novavax. Китай также продвигается бешеными темпами.
Тем не менее, в США считают, что даже если вакцина будет объявлена безопасной и эффективной к концу года, ее не хватит для всех, кто захочет получить прививку сразу. Кстати, рецептурно большинство потенциальных вакцин начинают давать результат лишь после двух доз вакцинации.
Всемирная организация здравоохранения сталкивается с тем же вопросом: «кто в приоритете?»
Тут уж задачка посложнее, потому что в бедных странах собственная вакцина не будет получена никогда. Все эти миллиарды людей из Третьего мира будут сидеть на подсосе у фармацевтических компаний «золотого миллиарда». И мы с вами ещё не раз услышим стоны про вакциноцид. Потому что такая она, невидимая рука фармацевтического рынка.
В идеале это видится так:
— вначале вакцинируются все медработники, без исключения, от санитарок и посудомоек, до нейрохирургов и супертрансплантологов;
— затем, безусловно, группа риска: люди старше 65 лет поголовно, а также одинокие старики и проживающие в домах престарелых, и лица более молодого возраста, у которых есть медицинские показания к предрасположенности к заразе по причине уже имеющегося букета болезней (диабетики, гипертоники, лёгочники, например);
— затем работники экстренных служб: пожарники, полиция, мчсники, работники инфраструктуры и жизнеобеспечения, авиаторы, железнодорожники, водители транспортных средств.
Ну, а потом дело дойдёт и до основной массы населения. Понятно, что критерии, которые я здесь называю, весьма расплывчатые, контурные, что ли. В конце концов, даже среди медработников можно, при желании, устроить иерархию важности и первоочередности при вакцинировании. Ведь сегодня риски для работников здравоохранения сильно отличаются от тех уровней и протоколов, которые были разработаны в первые дни пандемии.
Это наши проблемы. А вы поезжайте в Америку и спросите. Нет, вы поезжайте!
В Америке СМИ уже сформировали устойчивый тезис:
— коронавирус непропорционально часто поражает негров, латиносов и американских индейцев по сравнению с белым населением;
— это сразу переводит проблему «как взять и всю вакцину поделить?» в расовую плоскость;
— должны ли белые стоять на коленях до тех пор, пока все небелые не будут вакцинированы?
— кто возьмётся прописать такие рекомендации в протоколы по вакцинированию в США?
А потом вспомнят, что есть бедные, есть нищие, есть бездомные, которые вообще не получают квалифицированной медицинской помощи. Но каждый день толкутся, распыляя заразу, в центре Манхэттена. В центре Сиэтла, кстати. Или ещё тема. В семье один дед 65 лет. Ему вакцину. А остальным что? Они на ИВЛ, а он ходи, да посмеивайся?!
И, разумеется, вопрос логистики. Необходимо обеспечить возможность перебросить любое требуемое количество вакцины в очаги наиболее интенсивного распространения заразы. И поквартирный обход. Принудительно. А ковид-диссидентов в наручники, и тоже принудительно. Но в последнюю очередь. Остальные — по рецепту живого классика:
«На вакцинацию по четвергам, ребята. Это всем, кроме официантов и поваров, они по пятницам. А в четверг все вместе, с воблой, пивом, раками, зеленью и, ты Господи, водочкой...»
Живы будем, не помрём.
Такова наша дислокация.