Телеграм-канал БелоРусский Диалог снова вовлёк меня в диалог. Мы искали, в каком ящике своего стола Сергей Николаевич Румас держит заявление об отставке. А также проверяли, правильный ли нам показывают счёт
«Бабарико-Лукашенко» 55:6
А ещё, во вторых строках своего комментария, открыл я телеграм-каналу БелоРусский Диалог (страшную тайну о том, кто является кукловодом Тихановского.
С какой целью А. Лукашенко заявил о скорой отставке правительства Сергея Румаса? В нынешней ситуации для премьера имеет значение самому сделать публичное заявление и подать прошение или дождаться указа?
Нынешний глава правительства известен тем, что в отличие от президента умеет договариваться по важнейшим вопросам в России. Как уход Румаса скажется на диалоге с Москвой?
Отставка правительства перед новоизбранным президентом — конституционная норма (статья 106). Натурально, в столе у Румаса уже лежит заявление о предстоящей отставке совмина, это всего лишь процедурный вопрос. Что до публичного заявления президента о формировании нового совмина, то это Лукашенко кто-то сунул пожелтевшие конспекты с предыдущих выборов. Дело, напомню, было в 2014 году, почти за год до начала избирательной кампании-2015; после ряда тяжёлых провалов в экономике и монетарной политике кинулись в пожарном порядке менять руководство совмина, нацбанка, губернаторы там какие-то полетели, директора, я всех не помню. Но, разумеется, без всякой чрезвычайщины, вы же понимаете.
Технически Кобяков тогда, в 2014 году, был назначен премьером, потом в 2015 году ушёл в отставку по сто шестой статье, и был опять назначен премьером после выборов. Вообще же отставка правительства до выборов это чисто путинский политтехнологический финт, а Минск эпигонством занимается, заимствует идеи.
Разумеется, никакого досрочного заявления об уходе из премьеров Румас подавать не будет, выждет. Во-первых, есть в Беларуси правило: «В президента отставками не бросаются». Во-вторых, премьер Чигирь, после того, как кинул-таки Лукашенко заяву на стол, в итоге отправился прямиком на нары, как халатный глава правительства. Румасу оно надо?
Смена главы правительства Беларуси на диалоге с Москвой никак не скажется, потому что на данном этапе диалог, точнее монолог Минска транслируется в Москву либо через Семашко, либо непосредственно президентом.
С чем связан взрывной рост популярности альтернативных кандидатов? Опросы на популярных белорусских онлайн-ресурсах (tut.by, onliner.by, Telegraf.by) показывают высокий рейтинг В. Бабарико (54-60 %), в то время как действующий президент на 4-й позиции и за него готовы проголосовать на выборах лишь не более 8 %.
Можно ли результаты интернет-опросов интерпретировать как «среднюю температуру по всей больнице»?
Рост, действительно, взрывной, не отнимешь. Но он не имеет никакого отношения к реальной популярности претендентов (они пока не кандидаты, будем из этого исходить).
Причины две:
а) интернет — это для Лукашенко запретная поляна. Зона полного проигрыша. Чужое поле, открыто враждебные трибуны, широко развёрнутая всеобщая травля, ату его!;
б) интернет-опросы это хеппенинг, импровиз чистейшей воды, там, зачастую, школота давит на кнопки, люди, которые до выборов не доросли буквально, по чисто возрастным причинам.
Да, натурально, эти данные годятся и для интерпретации, и для психологического давления, для деморализации соперников, для манипулирования общественным мнением, типа, «ну вот, все же против». Но не более. Влиятельность опроса зависит от авторитета опрашивающего. Вот когда условный Гэллап шесть недель подряд даст условному белорусскому кандидату 58% — можно кричать «Ой, гиволт!»
Виктор Бабарико заявил, что планирует собрать 1 млн подписей. На Ваш взгляд насколько это реалистично? Будет ли это иметь какой-либо эффект?
Как и в большинстве других видов мошенничества, в сборе подписей «пацан сказал — пацан сделал» это два разных пацана. Не стоит обращать внимания.
Путин в 2018 году собрал немногим более трёхсот тысяч подписей, ровно столько, сколько надо (300.000 как самовыдвиженцу). Лукашенко в 1994 году собрал полтораста тысяч подписей и выиграл. Это потом уже добрые люди подтолкнули его мегаломанией увлечься, стали требовать, чтобы счёт пошёл на миллионы. На самом деле это ни к чему.
А эффект да, будет. Если Виктор Дмитриевич соберёт миллион подписей, а со сборщиками не рассчитается. Почём сегодня подпись в Беларуси? В 18 году в России подпись, в среднем, шла по сто рублей.
А если рассчитается, наша коллективная Варвара Сергеевна Плющ вправе будет спросить: «Откуда у него такие деньги?!»
Многие бывшие чиновники и эксперты сравнивают нынешние выборы с 1994 годом. На Ваш взгляд, стоит ли ожидать 10 августа сюрпризов?
Многие бывшие чиновники в 1994 году были никто и звать их было никак. И большинство белорусских экспертов в тот год ещё даже не родились. А в Старгороде муки было на четыре дня, хуже, чем в 1919 году. Так один слесарь-интеллигент сравнивал.
В 1994 году в Беларуси была вполне себе развитая по тогдашним постсоветским меркам парламентская демократия (как формат государственного устройства). И политически активные граждане, ещё воображавшие, что они класс-гегемон, допущенный к управлению государством. Сегодня и базис поплыл, и надстройка перекошена.
Но сам-то я не любитель сюрпризов, поэтому готов поставить на то, что следующим президентом будет Лукашенко. Хотя для остальных белорусов это может таки стать сюрпризом, да.
В последние недели в разных городах собираются граждане на встречи с блогером Сергеем Тихановским. Эксперты трубят о рождении «белорусского Навального». Журналисты обратили внимание, что блогера без оснований отпустили из СИЗО, не позволив отбыть весь срок наказания, и о нем написала даже БЕЛТА. Не спрятан ли за ширмой кукловод, который дергает за нитки?
Кукловод Тихановского — это его жена. А что, кто-то ещё этого не понял?
Что до отсидки, то без оснований никого из-под ареста отпустить нельзя, это будет должностное преступление. Но и содержать административно арестованных в ИВС можно только при наличии судебного приказа (постановления). Если у начальника ИВС такого приказа нет, гражданин не может быть помещён в ИВС или оставаться там по истечении срока административного ареста. Поступит в канцелярию ИВС следующий судебный приказ, и Тихановского тут же оформят в камеру. Служит ли это основанием для конспирологии? Не думаю.