Что смотрят россияне
Телевидение остается главным источником новостей о событиях в стране практически для половины россиян (46%), хотя эта доля с каждым годом снижается. Чаще всего ТВ смотрят представители старшего поколения: люди 45−59 лет — 53% и старше 60 лет — 71%. Только 8% молодых людей в возрасте 18−24 лет предпочитают этот источник информации.
Половина россиян (54%) доверяет традиционным СМИ. Только 12% респондентов отметили, что не пользуются ими. О доверии к социальным сетям сообщили 24% респондентов, к мессенджерам — 16%, к блогерам — 12%. При этом почти треть (31%) опрошенных не пользуется соцсетями, а 38% — мессенджерами. Только один из десяти россиян доверяет зарубежным СМИ (10%), половина респондентов не следит за этими источниками информации.
Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ:
Сокращается доля ТВ, растет потребление в сегменте новостных и аналитических платформ и интеграторов в интернете, что в первую очередь обусловлено общим трендом на интернетизацию традиционных СМИ.
Социальные сети как достоверный источник информации о событиях в стране в последние годы пока исчерпали свой ресурс. И разоблачение ряда фейков, источником которых послужила сеть (гречка, туалетная бумага), может стать хорошей прививкой на будущее.
Как изменилось медиапотребление во время самоизоляции
Половина россиян (48%) проводят в интернете столько же времени, сколько и до периода самоизоляции. Каждый четвертый (28%) стал тратить больше времени на интернет, преимущественно молодые люди 18−24 лет (46%).
В течение последних «карантинных месяцев» россияне смотрели в онлайне фильмы, спектакли, слушали музыку (46%), общались с друзьями и знакомыми (45%), читали и смотрели новости (44%), а также самообразовывались (26%), читали книги (19%) или занимались с репетиторами (19%). Только 4% россиян рассказали, что им интернет нужен был для работы.
По мнению Кирилла Родина, медиапотребление россиян действительно меняется, однако это продолжение тех трендов, которые сложились еще до пандемии. «Правильно говорить, что ряд процессов коронавирус катализировал», — считает он.
Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ:
Объем аудитории по отношению к допандемическому периоду остался прежним, а вот интенсивность потребления по ряду направлений действительно изменилась: увеличилось потребление развлекательного контента, совершение ряда покупок, «технического трафика», связанного с переходом на удаленку. Насколько эти показатели закрепятся на перспективу? Скорее, в той мере, в которой произойдет переход на привычный уклад жизни, произойдет обратная корректировка.
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 2 мая 2020 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка российских телефонных номеров.
Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Резюме:
Медиапотребление россиян меняется, но это продолжение тех трендов, которые сложились еще до самоизоляции.
Россияне все реже используют традиционные СМИ в качестве основного источника информации, но доверяют им по-прежнему больше, чем интернет-ресурсам. Интернет же за время самоизоляции стал для россиян местом досуга, общения и самообразования, следует из нового исследования ВЦИОМ (есть в распоряжении Sostav).