Если в России до президентских выборов ещё почти четыре года, и даже говорят о «преемственности власти», то в Белоруссии они пройдут уже в 2020 году, предположительно — 30 августа, в аккурат накануне дня рождения Александра Лукашенко, который намерен и дальше бить «президентские рекорды».Ситуацию в предвыборной Белоруссии для «Свободной прессы» комментирует политолог, эксперт по макро- и микроэкономике Белоруссии Александр Зимовский.
— В Беларуси полным ходом идёт президентская избирательная кампания 2020 года. Кандидат, de facto, там сейчас один, он же действующий президент Александр Лукашенко. Остальные «кандидаты» пока ещё даже не знают, что они тоже будут участвовать в выборах. Им пока не поступило никаких руководящих указаний на этот счёт. Но, терпение и внимание, они всё-таки появятся. Чтоб как у людей.
Никакого тоталитаризма, никакого авторитаризма. Всё чётко в соответствии с Избирательным кодексом республики. Я специально это подчёркиваю, чтобы читатели понимали — в республике не творятся никакие беззакония. Белорусский народ живёт и работает в обычном режиме. Одна кампанейщина сменяется другой, и выборы не ломают общий строй календарных идеологических мероприятий.
Разумеется, есть некоторые флуктуации в этом море спокойствия. Они, обычно, касаются кармана белорусских граждан. В соответствии с концепцией «люди — нефть Белоруссии», местные власти регулярно облегчают кошельки населения. Здесь это называется «поборы», а на языке экономической науки — «неналоговые изъятия». В целом, платят белорусам мало, товарищи «из очень Средней Азии» за такие деньги работать не будут. Их там нет поэтому, в Белоруссии.
В Белоруссии зарплаты в 13 000−18 000 российских рублей за пределами Минска считаются очень хорошими. А для двухмиллионного Минска 30000−35000 рублей реальной зарплаты — это почти счастье. (Собственно, почти как и в России. — Ред.). Если бабушка в деревне выращивает свинью, то её внучка в городе уже относится к местному среднему классу. Ну, а если двух свиней и больше — перед нами завидная невеста, почти «Мисс Белоруссия». От государства полагается социал: бесплатно по очереди пускают в поликлинику, бесплатно в госбольничку, бесплатно учат в школе.
На этом социалистические завоевания времён Советской Белоруссии кончаются. А по карманам простых людей шарит не только наманикюренная длань государства, но и невидимая мозолистая рука рынка. Только что местное начальство узнало, что в Белоруссии очень молоко дорогое. Настолько дорогое, что и президент это заметил. И обратил на молоко внимание правительства. Вроде бы, молоку теперь не поздоровится. В местных газетах как-то глухо об этом пишут.
Пенсионный возраст, святое завоевание советских времён, давно аннулирован, а льготы советские отобрали и того раньше. Прошло это совершенно безболезненно. Массового сопротивления народа, как против монетизации льгот в России, в Белоруссии не было и в помине.
Такая людская покорность позволяет некоторым самым смелым местным экспертам язвительно объяснять регулярный успех руководителя республики на выборах тем, что «ему с народом повезло». Мол, «дурак народец, скотинка бессловесная». И сразу приводят в пример куда более сознательных французов («жёлтые жилеты»), которые взяли Макрона за ноги и вытрясли из него пенсии, и выступили против пенсионной реформы. Или горячих чилийцев, которые из-за подорожания проезда в метро на три копейки, за неделю добились изменений в конституции. А в Белоруссии бензин дорожает каждую неделю, и никто даже не дёргается.
Я тут категорически не согласен с критиканами. Логика властей безупречная: на машину нашёл, и на бензин найдёшь. Не найдёшь — ходи пешком, здоровее будешь. Это подход правильный, люди его понимают. Тем более, что сосед-водила тепловоза тебя всегда поддержит ведром государственной солярки. И дешевле, чем на государственной заправке. Наивное, не артикулированное толстовство, или пассивное непротивление злу насилием в Белоруссии широко распространено. И если белорус работает за небольшую зарплату, то, как правило, одной рукой. Потому что другая у него всегда в кармане, в виде фиги.
Например, только что власти объявили, что недавно введённая новая хвалёная белорусская пенсионная система себя изжила. Все сразу поняли: возраст пенсионный опять повысят, а реальные пенсии опять урежут, проведут новую пенсионную реформу. Полагаете, пошли бунтовать? Автомобили переворачивать? Да ни Боже мой. Тот же подход белорусы практикуют и к прочим валящимся на их головы инновациям, порождённым местным административным восторгом. И это для интеграционных процессов очень позитивный сигнал.
Почему? Да потому что, когда белорусам объявят, чисто гипотетически, что их нынешняя маленькая государственная система себя изжила, всё будет воспринято с полным пониманием. И все белорусы дружно впишутся в новую большую и добрую государственную систему, спокойно и по-деловому. Так что не надо тут сарказма «повезло-не повезло». Народ, может, и толстовец, но он ещё и источник власти, и по понятиям, и по конституции. Не надо плевать в источник. Пригодится ещё.