Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Вот только нефти нет.
Эксперт по Белоруссии Александр Зимовский в эфире НСН рассказал, как покупка нефти по мировым ценам отразится на нефтяном вопросе между Россией и Белоруссией.
Белоруссия приобрела у Норвегии 80 тысяч тонн нефти, сообщает ТАСС с ссылкой на пресс-службу концерна «Белнефтехим». При этом ранее белорусские власти неоднократно заявляли, что ищут альтернативы российской нефти.
Политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский в беседе с НСН отметил, что такой шаг Белоруссии позитивно отразится на нефтяной промышленности России.
«По меткому замечанию моего коллеги – журналиста с историческим уклоном, белорусы порылись в своих древних берестяных грамотах, и решили снова, как встарь, призвать варягов, для спасения экономики и повышения качества государственного менеджмента. На самом деле Лукашенко посылает очень позитивный и ожидаемый сигнал для России, он подтверждает, что Беларусь способна и готова покупать нефть по мировой цене. Потому что норвежцы по другой цене не продают. Во-вторых, надо отметить, что партия небольшая – это 1% от годовых внутренних потребностей республики (8 млн тонн в год). Смело предположу, что перед нами пробная закупка, демонстрация способностей Беларуси выйти на мировой рынок нефти в качестве обычного рядового покупателя. И, одновременно, справка о платежеспособности, о том, что Беларусь нашла некоторое количество долларов, чтобы оплатить партию североморской нефти по мировым ценам. Пока идет все на уровне декларации, такой информационный зондаж, чтобы посмотреть, какая будет реакция у России. Все упирается в деньги – если у Беларуси есть деньги для покупки нефти по мировой цене, то у России освободится 24 млн тонн нефти, которые она до последнего времени отпускала в Беларусь по резко заниженной цене. Поэтому нефтяные компании, выбросив эту нефть на мировой рынок, останутся еще и в прибылях», — оценил перспективы Александр Зимовский.
При этом, собеседник НСН убежден, что сотрудничество с Россией для Белоруссии все-таки остается более выгодным вариантом в связи с транспортировкой нефти.
«Но остается вопрос логистики. Нефтяная торговля обычно идет большими партиями. Та цифра, которая называлась, означает, что белорусы купили один танкер нефти (стандартная базовая единица 80 тыс. тонн), у норвежской Equinor, как мне представляется. Сейчас стоимость фрахта танкера класса Aframax на этом направлении примерно 110 тысяч долларов в сутки. С учётом определенных ограничений на движение танкеров через Датские проливы и по Балтийскому морю, рейс из норвежского нефтеналивного порта Монгстад до Клайпеды займёт до пяти суток и обойдётся в полмиллиона долларов. Также нужно учесть мощность порта Клайпеда – куда белорусы ждут этот танкер. Клайпедский терминал неспособен принимать и обрабатывать танкеры грузоподъемностью больше 100.000 тонн. Потом нефть по железной дороге повезут в Новополоцк, это обойдётся белорусам в 20 долларов за тонну, то есть ещё более чем в полтора миллиона долларов. Такое довольно длинное логистическое плечо и несколько перевалок, всего логистических расходов выйдет миллиона два долларов. Во что это станет республике и её потребителям в течение, скажем, текущего года, пока неизвестно. Но уверен, это будет значительно дороже, чем перегон такого же количества нефти по трубе. Весь одноразовый «экспириенс» белорусов с норвежской нефтью можно оценить в 35 миллионов долларов чохом», — уточнил политолог.
Александр Зимовский также выразил надежду, что власти республики решат «обзавестись танкерным флотом, Беларусь захочет стать океанской державой и биться с балтийскими соседями за выход к морю», а строительство белорусских танкеров поспособствует развитию местной промышленности. А пока, по словам представителя литовской компании Lietuvos gelezinkeliai Мантаса Дубаускаса, норвежскую нефть планируется поставить в Белоруссию через порт Клайпеде на НПЗ «Нафтан» при литовском участии.
Ранее в эфире НСН член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев также заявил, что закупка нефти в подобном объеме не станет альтернативой российскому «черному золоту».