Для начала несколько простых цифр. Согласно бюджетному правилу РФ, в текущем году цена отсечения установлена в 42,2 доллара за баррель нефти Urals. Все сверхдоходы российского бюджета, сформированные за счёт превышения реальной стоимости нефти выше цены отсечения идут на покупку иностранной валюты, для пополнения Фонда национального благосостояния РФ. С начала года средняя цена российской нефти на международных рынках составила 62,7 доллара за баррель. То есть каждый баррель приносил российской казне 20 долларов сверх того, что было заложено в бюджет. Всё это скупается Минфином и ЦБ РФ, в январе они собираются прикупить с рынка 6 миллиардов долларов.
Вот табличка. На ней вы можете видеть, что складывающаяся конъюнктура мирового рынка нефти обеспечила России в прошлом году профицит бюджета в 1,88 триллиона рублей. И ещё почти столько же (1,77 триллиона рублей) планируется получить в виде профицита в 2020—2022 гг.
Собственно, и Путин об этом же:
Уже летом часть Фонда национального благосостояния, размещённая в валюте, преодолеет отметку в 7 процентов ВВП. Мы сформировали такие объёмы резервов, которые гарантируют нам устойчивость и безопасность, и значит, можем вкладывать дополнительные доходы в развитие, в национальную экономику.
Почему Путин назвал эту цифру? Ведь Путин просто так цифрами не бросается никогда. Дело в том, что Бюджетный кодекс РФ позволяет вкладывать средства ФНБ, когда объем его ликвидной части преодолеет порог в 7% ВВП. В декабре 2019 года Минфин опубликовал поправки в Бюджетный кодекс, которые разрешают направлять деньги ФНБ на внутренние инфраструктурные проекты и на выдачу экспортных кредитов иностранным государствам. В соответствии с законопроектом траты средств ФНБ не могут превышать 20% стоимости проекта, а доходность должна быть не ниже ставок облигаций федерального займа. По расчетам Минфина каждый вложенный в проекты рубль из ФНБ аккумулирует 4 рубля из других источников.
Эти деньги следует израсходовать таким образом, чтобы население ощутило кое-что в своих карманах. Отсюда внимание к самым болевым точкам: здоровье, дети, жильё, образование, создание комфортных условий и дружественной среды обитания. Ибо сказано:
1 И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю».
(Бытие 9:1)
Тут, конечно, можно много сделать вставок из Послания Путина. Но я их делать не стану. Обращаю ваше внимание на другое. В России довольно давно циркулирует идея использовать средства ФНБ для предоставления экспортных кредитов. В Бюджете-2020 есть соответствующая статья 12: Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов:
1. Утвердить Программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов согласно приложению 34 (секретно) к настоящему Федеральному закону.
2. Государственные финансовые и государственные экспортные кредиты предоставляются при условии исполнения иностранными заемщиками ранее принятых обязательств по обслуживанию и погашению государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных в соответствии с соглашениями и (или) договорами, заключенными начиная с 1 января 2003 года.
Ремарка: Для Беларуси это может быть очень даже хорошо. Поскольку страна неспособна платить по крупным контрактам единовременно, а товары (сырьё) нужны. Тем более, что Беларусь — добросовестный заемщик, исправно платила по счетам до сегодняшнего времени.
Разумеется, вопрос: «Владимир Владимирович, когда мы уже будем делить наши деньги?» остаётся актуальным. И не надо думать, что его задают только на встречах президента с верхним эшелоном российской власти. Этот вопрос давно уже будоражит умы всего российского общества.
В силу этого, то есть в силу масштабного перераспределения финансовых потоков между разнообразными социальными группами будущих бенефициаров путинского золотого века, возникает необходимость в человеке, который профессионально обучен давить всякое жульё. Но при этом не человека в погонах. В конце концов, не полиция взяла Аль Капоне за яйца. Его подвесили скромные бухгалтеры-налоговики.
Что нам говорит по этому поводу Путин? А вот что:
Смысл этих поправок – обеспечить дальнейшее развитие России как правового социального государства, повысить эффективность деятельности институтов нашей страны, укрепить роль гражданского общества, политических партий, наших регионов в выработке важнейших решений развития нашего государства.
И далее:
Особо выделю предложения, связанные с укреплением социальных прав граждан. Хочу повторить ещё раз: считаю важным обозначить в Конституции положение о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть меньше прожиточного минимума. Да, у нас уже в законах это прописано, но одно дело – в законах, а другое дело – в Основном законе, в Конституции. Это чрезвычайно важное будет, фундаментальное, по сути дела, положение, связанное с жизнедеятельностью и деятельностью государственных органов в текущем режиме.
В Основном законе также должно быть прописано, что в России гарантируется достойное пенсионное обеспечение и регулярная индексация пенсий. Вроде бы мы и так это делаем на сегодняшний день. Но так было не всегда, и многие из присутствующих здесь об этом хорошо осведомлены, знают. «Денег не хватает, приоритетов много, пенсионеры подождут», – если мы зафиксируем в Конституции необходимость индексации, то так уже никогда в будущем никто не скажет. Правительство обязано будет индексировать пенсии или это будет нарушение Конституции со всеми вытекающими отсюда последствиями и возможностью Президента реагировать на это нарушение Конституции в отношении всех должностных лиц, в отношении которых у него будет право в том числе отстранять от должности.
В целом, ориентиры, заданные Путиным, просматриваются более чем ясно. Это в части формирования нового кабинета. Пока предъявлен публике только Мишустин. А конкретно поговорим, когда все кандидатуры обозначатся более рельефно.
И ещё я про Дмитрия Анатольевича Медведева скажу несколько слов. Во-первых, мне точно известно, что Медведев участвовал в разработке комбинации. Два ленинградских юриста, два президента России, два премьер-министра России, доказавшие прочность своей связки. Если это и «заговор», то заговор легистов-государственников. Обратите внимание — ни Путин, ни Медведев не выказывают никакого волнения, и, тем паче, удивления.
И в этом контексте очень логичным представляется назначение Медведева прямым и единственным заместителем Путина. Заместителем Председателя Совета Безопасности РФ.
Во-первых, этим назначением Путин наделяет Медведева правами куратора силовиков. В качестве премьера Медведев таким аппаратным ресурсом не обладал. Во-вторых, заниматься вопросами обороны, ВПК, военной стратегии и координации работы людей в погонах станет именно тот человек, который без колебаний приказал провести военную операцию по принуждению Грузии к миру. Без всякой оглядки на всякие там НАТО, ООН и мировые сообщества.
Я буквально двумя штрихами обозначу контуры вопросов, которыми теперь будет заниматься Медведев:
1. Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
4. Функциями Совета Безопасности являются:
а) рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, в том числе строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, планирования их применения, вопросов оборонного производства, мобилизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Вроде бы достаточно для понимания нового статуса Медведева в российской властной иерархии. Разве что я добавлю, что само ныне действующее Положение о Совете Безопасности РФ получило своё полностью завершённое юридическое оформление именно в период президентства Медведева. Но это всего лишь детали, информация к размышлению.
Такова наша дислокация.