Эксперты отмечают спад сотрудничества Китая с западными партнерами по высшему образованию. Учащиеся из страны — лидера по экспорту студентов предпочитают поступать в вузы на родине. Однако от притока китайских студентов зависят многие западные университеты. Его обмеление может привести к снижению темпа развития этих вузов. Филип Дж. Альтбах в статье размышляет о «китайском кризисе» университетов США.
Ресурсная зависимость
Китай — ведущий мировой экспортер учащихся. Именно на него рассчитывают университеты многих стран, которые стараются привлечь международных студентов. Это и финансовый вопрос — заработка вузов, и кадровый. Китайцы составляют немалую долю постдоков, которыми укомплектовываются научные лаборатории и которых часто привлекают к преподаванию. Если места будут пустовать, это скажется на развитии университетов и на их репутации на глобальном рынке.
В 2017 году за рубежом обучались 600 тысяч граждан КНР. В США китайские студенты составляют одну треть от 1,1 млн иностранных учащихся в целом. В других странах, привлекающих международных студентов, ситуация схожая. В Австралии китайцы составляют 38% от общего числа иностранных учащихся, в Великобритании — 41% студентов, не являющихся гражданами ЕС.
В сфере высшего образования во многих западных странах сформировалась «чрезмерная зависимость от Китая», подчеркивает Филип Дж. Альтбах. Ситуация несколько рискованная. Особенно с учетом того, что приток студентов и молодых исследователей из КНР в западные университеты, похоже, сужается.
Расшатывание связей
Обмеление этого потока связано с двумя причинами.
Академическое сотрудничество между китайскими и зарубежными университетами, по сути, уже начало замедляться. Так, в США, например:
По мнению Филипа Дж. Альтбаха, Китай будет ограничивать опции международного сотрудничества с ведущими мировыми университетами. Так, китайские власти могут ограничить исходящую студенческую мобильность — «путем введения новых правил, через пропаганду в СМИ и финансовые меры». То есть, например, сократив финансирование Китайского стипендиального совета и других стипендиальных программ.
Конкретные цифры предсказать сложно, замечает эксперт, однако число китайцев, уезжающих в популярные у международных студентов страны, наверняка уменьшится.
Взаимные уколы
На снижение международного академического сотрудничества повлияли обе стороны: и западные страны, и КНР.
Так, США ужесточили правила для граждан Китая, имеющих американскую визу и работающих в ряде областей STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). ФБР заявило об уязвимости академического мира перед китайской разведкой. Администрация президента Трампа восстановила распущенную ранее комиссию, которая отслеживала деятельность иностранцев (в основном, китайцев), вовлеченных в секретные исследования. Дональд Трамп назвал китайских студентов и ученых, работающих в США, «шпионами».
В других странах — например, Великобритании и Австралии — прозвучали резонансные доклады о рисках научного сотрудничества с КНР.
Жесткая критика звучит и в адрес Институтов Конфуция — сети международных центров популяризации китайской культуры. Такие структуры действуют при более чем сотне американских вузов. Но их присутствие решили ограничить. Они воспринимаются в США как потенциально опасные иностранные организации «Недавно закрыли с полдюжины институтов сети, будущее многих других под вопросом», — пишет исследователь.
Однако и Китай, в свою очередь, придерживается довольно жесткой политики. «Идеология вернула себе ключевую роль в академической жизни страны, — поясняет Альтбах. — И если свободного доступа к информации и так никогда не было, то сейчас он еще больше контролируется <…>».
Китай попытался «навязать цензуру» доступным в стране западным научным журналам. Эти попытки, естественно, порицаются на Западе.
Под давлением китайских цензоров Кембриджский университет, выпускающий престижный журнал China Quarterly, удалил с сайта свыше 300 научных статей. Правда, потом их восстановили из-за широкой критики со стороны западных ученых.
Из-за китайского законодательства международный издательский дом Springer Nature частично цензурирует содержание публикаций и ограничивает доступ к ним в Китае. Это явно ухудшает имидж страны.
Впрочем, международные академические связи КНР со странами Запада слабеют не только по политическим причинам. Значимы и тренды развития самой академии.
Пессимистичный сценарий
Китай форсирует создание университетов мирового класса, и перспективные учащиеся все чаще выбирают их, а не уезжают за высшим образованием за рубеж.
Вместе с тем, не исключено, что КНР введет более строгие правила для филиалов зарубежных вузов в стране.
Вероятно, новые ограничения затронут и иностранные исследовательские центры, существующие в Китае.
Сложно точно предсказать будущие отношения Китая с западными странами в сфере высшего образования. Но уже сейчас ясно, что странам, принимающим у себя много китайских студентов, «стоит готовиться к негативному развитию событий», подчеркивает Филип Дж. Альтбах.
Вузы, которые зависят от китайских студентов с точки зрения финансов и заполнения аудиторий, столкнутся с серьезными проблемами. Академические связи с перспективной научной державой нарушатся, заключает автор Ольга Соболевская