Те дни, когда надо было подбросить лопату угля в очаг, чтобы согреться, для большинства из нас позади, но уголь по-прежнему важен для функционирования современных компьютеров, кондиционеров воздуха и даже автомобилей. Что вы знаете об одном из самых необходимых сырьевых товаров в мире?
№1. Прежде чем превратиться в уголь, пласты дна древнего болота примерно за 9,000 лет переходят в другое известное соединение углерода. Это торф.
В правильных условиях высокая температура и давление под земной корой могут превратить органический материал вековых болотных отложений в уголь. Но прежде чем это произойдёт, материал проходит промежуточную стадию, которую ирландцы сделали знаменитой. Торф — это уголь в процессе приготовления, и как известно большинству, он горит. (Для ценителей односолодового виски, торф также придаёт Islay его характерный аромат.)
Также имеются разные сорта самого угля. Они варьируются по содержанию воды, углерода и других ингредиентов, и их также, и они также изменяются со временем. На формирование самого твёрдого угля, называемого антрацитом, требуются миллионы лет. Долгий путь от торфа.
№2. Повышение эффективности угольной станции всего на 1% сокращает выброс CO2 на 2-3%. Согласно Всемирной ассоциации угля, индустриальные объекты, превращающие уголь в энергию, генерируют 41% мирового электричества. В Соединённых Штатах эта доля примерно на среднем уровне, 43%. Но вторая по величине экономика в мире, Китай, на 81% зависит от угля в сфере выработки электроэнергии; и примерно на одном уровне с многими другими странами, Индия зависит от угля на 70%. Некоторые страны получают электроэнергию почти полностью из угля — например, Южная Африка (94%) и Польша (86%).
Поэтому неудивительно, что многие исследования были посвящены сокращению углеродных выбросов и других загрязнений, вызываемых сжиганием угля. Промывка угля после добычи для удаления примесей позволяет уменьшить выбросы пепла более чем на 50% и при этом также удалить большую часть серы, вызывающей кислотные дожди. Перемалывание плит в порошок также даёт повышение эффективности и скорости сжигания. В выхлопной трубе фильтры улавливают сажу и большую часть пепла, а поглотители захватывают ртуть и большую часть серы.
Викторианский Лондон с его ядовитым жёлтым смогом далеко позади. Однако имеются сильные мотивы держаться за уголь. Доходы от усовершенствований, как видите, существенны.
Более того, уголь ещё долго будет играть важнейшую роль в генерации энергии. Чаще всего прогнозируют даже небольшое увеличение его доли в производстве электроэнергии в ближайшие несколько десятилетий. При всех разговорах о природном газе и альтернативной энергии уголь сохраняет свою роль всегда готового, базисного энергоносителя, который трудно чем-либо заменить.
№3. В отличие от многих сырьевых товаров, цены угля формируются непосредственно на основе переговоров между производителями и потребителями.
Просматривая рыночные цены нефтяного сектора, можно видеть такие марки, как «западнотехасская средняя» или «брент». Можно видеть спотовую цену или контрактную цену урана.
Но цены угля не стандартизованы таким образом. Они определяются только в ходе переговоров между производителем и потребителем.
Чтобы отслеживать рынок угля, мы наблюдаем за некоторыми из них. Для коксующегося уголь самая важная контрактная цена – результат переговоров между австралийскими производителями и японскими металлургическими компаниями. Для энергетического угля, используемого для генерации электроэнергии, ценовой спектр намного шире — но большинство наблюдателей следит за индонезийскими экспортными ценами.
№4. Быстрее всех увеличивает импорт угля... Китай? А вот и нет: Индия.
Это пример статистического казуса. Китай и Япония совместно импортируют больше угля, чем Индия, и рейтинг Китая среди лидеров потребления угля и общего роста определяет его место на переднем крае растущего мирового спроса. Но — у Индии самый быстрый рост импорта угля.
Взглянем на картину импорта за последние пару лет. С 2011 по 2012 год Индия увеличила своё производство с 585 до 595 млн т (Мт) — но в то же время ей пришлось увеличить импорт со 105 до 160 Мт, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Индия находится на этом пути уже несколько лет и не сойдёт с него в ближайшие годы.
Причина заключается в значительной неэффективности. Новые угольные проекты сталкиваются с задержками одобрения регулирующими органами — а когда они получают одобрение, возникают различные проблемы, например, с урегулированием экологических вопросов. Затем, существует проблема нерентабельности перемещения угля туда, где он нужен, через всю страну. По некоторым оценкам, для половины транспортируемого угля актуальна проблема недостаточной пропускной способности железных дорог.
Результат: энергетические компании вынуждены импортировать уголь в количестве, лишь позволяющем оставаться на плаву.
№5. Число индонезийских миллиардеров почти утроилось с 2010 года — до 29.
Австралия долгое время была крупнейшим экспортёром угля. Однако, Индонезия её обогнала, сначала по экспорту теплового угля, а сейчас и по общему объёму экспорта. В 2012 году Индонезия экспортировала 52% общемирового объёма угля, это последний год, за который имеются цифры экспорта.
Действительно, Индонезия имеет огромные запасы энергетического угля, всего 4.5 млрд т на конец 2013 года. Кроме того, у страны есть огромное преимущество перед Австралией: расположение. Расстояние до крупнейших импортёров угля Китая, Индии, Южной Кореи и Тайваня почти вдвое меньше. И если бы не было так сложно преодолевать нормативные барьеры, индонезийские компании могли бы создавать базовую инфраструктуру — ленточные конвейеры, железные дороги и порты — намного проще и быстрее.
Какое отношение к этим замечательным фактам имеют индонезийские миллиардеры? Большинство этих людей прямо или косвенно связывает своё благосостояние с сырьевыми товарами. Угольный сектор заметное повлиял на благосостояние Индонезии, страны с 247 млн относительно бедного населения. Розничные продажи росли, даже когда остальной мир сотрясался от кризиса 2008 года; сегменты рынка недвижимости выросли на 30% только за последний год.
Однако, такой уровень сложно поддерживать. Китай рассматривает законопроект об импорте угля с показателем калорийности (мера энергоёмкости) ниже 3,900 килокалорий на кг. Это вид угля, обычно сжигаемого в низкотехнологичных, «грязных» электростанциях — и этот вид угля чаще всего поступает в Китай из Индонезии. Напротив, у большей части энергетического угля из Австралии, Северной Америки и России этот показатель выше уровня 3,900 ккал/кг.
№6. В долговременной перспективе мировой спрос на металлургический уголь будет расти на 500 Мт ежегодно – это рост на 200% к 2030 году.
Китай крупнейший двигатель спроса. В 2012 году потребление китайской металлургической отрасли составило 581 Мт металлургического (коксующегося) угля. Это увеличение на 8% за один год, даже при появлении признаков замедления экономики. Китаю приходится ввозить 71 Мт угля.
Однако, Китай далеко не исключение. Бразилия сооружала многочисленные объекты инфраструктуры, стадионы и дома, готовясь к чемпионату мира по футболу 2014 года и летним Олимпийским играм 2016 года. Японии предстоит восстанавливать множество объектов, и растёт потребление коксующегося угля в Индии, вместе с потребностью в энергетическом угле. И не будем забывать Южную Корею: имея вторую по величине кораблестроительную отрасль, она потребляет больше всех на планете коксующегося угля на душу населения.
При наличии такого спроса предложение является довольно ограниченным. Только пять стран в мире экспортируют значительное количество металлургического угля: Австралия, Канада, Соединённые Штаты, Россия и Индонезия. Глобальная рецессия вынудила некоторых производителей отложить планы по расширению шахт, а новые хорошие месторождения находят довольно редко.
№7. Не только наводнения в Австралии – трудовые проблемы и намечающиеся более высокие налоги на уголь также влияют на цены угля.
Наводнения 2010 года, затопившие угольные шахты, размыли железнодорожные пути, а про закрытые портовые сооружения, может быть, знают немногие в мире, но хорошо знают австралийцы. Нарушить поставки высоко востребованного товара не так уж сложно.
Можно ожидать, что трудовые проблемы также затронут эту отрасль. Например, тысячи турецких шахтёров объявили забастовку против небезопасных условий труда после взрыва на угольной шахте в середине мая, когда погибли более 300 шахтёров. Главный угольный перевозчик Австралии Aurizon Holdings Ltd. желает прекратить более десятка коллективных договоров, после провала длившихся целый год переговоров с рабочими. Это только два примера.
Также существуют налоги, которые будут только расти у двух крупнейших в мире поставщиков угля.
Растущий спрос и ограниченное предложение... похоже на ситуацию, привлекательную для нас, инвесторов.
Семь малоизвестных фактов об угле