Гигономика мне вообще-то побоку. И не стал бы я этим заниматься, но тут случай один нарисовался. Примерно с месяц назад тут, в Санкт-Петербурге, сгорел на работе курьер “Яндекс.Еды”. Случай широко обсуждался в сообществе таких же несчастных, потом в СМИ, короче, проблема вылезла наружу. Так я и познакомился с гигономикой, из чистого любопытства.
Сверху в гигономике всё в цветах и красках.
“Для отдельного человека взлет «гиг-экономики» — безусловно, огромный плюс. Теперь, чтобы развивать нереализованные навыки и умения, нужен только смартфон или компьютер. Если добавить к этому смекалку, эффективность и готовность работать на себя, то любой сможет получать регулярный заработок. Получится организовать свое время работы с одним или несколькими сервисами эффективно, — зарабатывать можно даже намного больше, чем состоя в штате компании”, — пишет Форбс для тех, кто пока бодяжит морс.
Ладно, подумал я, сейчас мы поглядим, какой это Сухов.
Гигономика состоит из трех основных компонентов:
независимые гигономические трудящиеся, оплачиваемые по факту выполнения работ (эта оплата не является зарплатой, это важно, это ключевой момент);
потребители, которым нужна определенная услуга (мелкий городской сервис, в основном), потому что потребители в гигономике не нанимают шахтёров для добычи угля, или сборщиков на конвейер, или погонщиков кляч на посадке картошки, например;
компании-посредники, которые связывают работника с потребителем, используя, главным образом, технологические платформы на основе мобильных приложений.
От привычной всем нам модели труда и зарплаты гигономика отличается тем, что работа здесь всегда временная, и платят только за эту конкретную работу, а комиссия посредника может доходить до 30%. Бывает и выше, но я не видел.
Гигономика — дело не новое, она так или иначе существовала и раньше, просто её не позиционировали как масштабное явление. Ну, если вам интересно, то предтечей гигономики был кто? Правильно, Голливуд. Не потому что он гигономику в фантастических фильмах показывал, а потому что процесс создания голливудского фильма строится на системе, которая теперь лежит в основе гигономики: в штат никого не брать, оплата без запроса и по факту, не нравится — иди дальше. И разные гильдии актёров, сценаристов, бла-бла-бла, которые тогда и сейчас являются прямым аналогом платформинговых компаний.
15 лет назад по вышеописанной схеме работали 10,1% американцев. На сегодняшний день почти 30% американцев указывают, что они получали какую-то долю малую от экономики цифровых платформ. Троекратный рост за такой короткий срок говорит о том, что перемены масштабные.
Однако тут я отмечу, что никакой корреляции с зарплатой этот рост не дал. Зарплата в гигономическом секторе выросла за тот же срок всего на 19%. И всё же народ туда потянулся, это бесспорно.
Пушечное мясо гигономики количественно растёт на базе новых технологий, позволяющих осуществлять транзакции напрямую между поставщиками и потребителями. Одновременно наблюдаются существенные трудности с поиском традиционных рабочих мест, где трудящиеся защищены законами о профсоюзах, имеют гарантированную минималку и прочие социальные завоевания.
И тут появляются технологические платформы на основе приложений, подкупающие своей простотой: скачал на телефон, зарегался, педали покрутил — получи на карточку. Гигономика эксплуатирует стремление людей срубить лишнюю копейку за счёт ресурса свободного от работы времени. В СССР это называлось шабашка или халтура.
А второй источник дешёвой рабсилы — контингент, который не смог вписаться в систему полной занятости. И опять-таки, в СССР тоже были такие — вербованные, сезонники, отходники, бичи: “Подсчитали, отобрали, за еду, туда-сюда, но четыре тыщи дали, под расчёт, вот это да!”
Здесь я не рассматриваю не такие уж редкие случаи, как высокотехнологичная работа за еду. А мне фотка просто понравилась.
Итак, у нас нарисовалась гигономическая триада (в хорошем смысле).
Компании, обеспечивающие технологический платформинг. Они облегчают контакты и совершение сделок между гигономическим трудящимся и потребителем. Это и помощь в составлении гибких графиков, и онлайн-платежи, информирование и консультации на рынке платформ, выдача онлайн-профилей, накопление клиентской базы с системой взаимных оценок трудящихся и потребителей.
Собственно гигономические трудящиеся: водители, разнорабочие, курьеры, секс-работницы и секс-работники, бэбиситтеры, сиделки, выгульщики собак etc. В массе своей это малообразованный контингент, который полностью зависит только от ситуации на рынках гигономики и от платформинговых поставщиков; по факту это всё те же безработные добрых старых времён, это первая и самая многочисленная группа. И есть вторая группа трудящихся в гигономике: люди свободных профессий, для которых кручение педалей не является основным способом заработать на хлеб. Они и образованием повыше, и зарабатывают в других местах, а ещё лучше — имеют полную занятость. В гигономике они находят себе приварок.
И третий компонент — потребители. Здесь всё понятно.
Хитрость гигономики в том, что на всех углах она декларируется как благо. И народ туда тянется. По оценке JPMorgan Chase Institute, сегодня насчитывается 128 компаний, которые соответствуют критериями гигономики. В 2018 году оплата труда гигономических трудящихся во всех сегментах этого рынка составила $1,4 триллиона.
В США сейчас 57 миллионов человек занято в гигономике. Медианная зарплата усреднённого гигономического трудящегося составляет $653 в неделю. В то же время медианная зарплата для работников, занятых на полный день и на постоянной основе, составляет $973 в неделю.
При этом 27% гигономических трудящихся не имеют вообще никаких сбережений и 46% сообщили, что они влезли в это дело, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
Такова их дислокация.