В то время как Пакистан консультируется с Китаем, Россией и Ираном в поисках дипломатического урегулирования в Афганистане, Соединенные Штаты также начинают осознавать, что эти три страны могут сыграть ключевую роль в прекращении афганского конфликта.
«Военное, экономическое и политическое вмешательство Китая в афганский конфликт продиктовано соображениями внутренней безопасности, обеспокоенностью возможным распространением терроризма через афганскую границу на его собственную территорию, а также растущей заинтересованностью Китая в защите своих региональных инвестиций» – гласит доклад Министерства обороны США, направленный на этой неделе американскому Конгрессу.
«Иран заинтересован в стабильном афганском правительстве, которое разделяло бы его стремление к уничтожению остатков «исламского государства» и устранению военного присутствия США и НАТО, а также озабоченность защитой таких ключевых интересов как право водопользования и пограничная безопасность», – говорится в докладе.
«Россия взаимодействует с широким спектром участников афганского конфликта, в том числе и с движением Талибан, для защиты своих интересов в Центральной Азии и расширения своего влияния в регионе», – докладывает Пентагон американским законодателям.
Авторы доклада отмечают, что Афганистан «продолжает добиваться оказания Китаем давления на Пакистан», которое содействовало бы усилиям по примирению и заставило бы Исламабад отказаться от предоставления убежища мятежникам.
Афганистан намерен направить свою горную бригаду для обучения на китайской военной базе в Ваханском коридоре, граничащем с китайской провинцией Синьцзян. Пекин обеспокоен тем, что уйгурские боевики, проникающие в обоих направлениях через Ваханский коридор, могут представлять угрозу для китайских интересов в регионе.
Соединенные Штаты рассматривают озабоченность Китая ростом насилия в Афганистане как позитивный фактор, который может побудить Китай к сотрудничеству с международным сообществом в борьбе против терроризма в южно-азиатском регионе.
Пентагон также признает влияние Ирана в Афганистане, утверждая, что Тегеран придерживается «многовекторной стратегии», взаимодействуя и пытаясь укрепить связи с афганским правительством, расширяя торговые и экономические инвестиции, а также «оказывая талибам ограниченную поддержку, чтобы не оттолкнуть официальный Кабул».
Иранское присутствие наиболее заметно в западном, центральном и северном Афганистане, то есть в тех районах, где местные жители разделяют с иранцами общую историю, культуру, религию и язык.
В своем обзоре российской политики в отношении Афганистана Пентагон отмечает, что Москва стремится возобновить продажу вооружений, техническое обслуживание военной техники и обучение вооруженных сил Кабула, что могло бы обеспечить ей влияние в афганском правительстве.
«Россия уже давно поддерживает все основные силы, действующие в Афганистане, с целью создать буфер безопасности на севере страны», – отмечается в докладе. Авторы также сообщают, что Россия укрепила свою 201 военную базу в Таджикистане, чтобы противостоять растущей угрозе со стороны местного филиала ДАИШ, группировки «Вилаят Хорасан», в северном Афганистане.