Средневековый белорус: человек есть то, что он ест

Итак, мы продолжаем. Золотой век белорусского простонародья продолжался на протяжении всего XIV столетия с захлёстом на первую половину XV века. Фискальный режим носил исключительно безденежный характер. Начальство, как и всегда в Беларуси, требовало и потребляло много бесплатной жратвы. Но эти повинности были простым средневековым белорусам вполне по силам. «Матка, млеко, курка, яйко!» — это придумал отнюдь не гауляйтер Кубе. Все эти запросы были сформированы ещё на заре белорусской государственности местным правящим классом. Разумеется, и вновь прибывшее начальство из литовцев переняло эти права на бесплатный хавчик целиком.

Следует отметить, что права собственности на землю в Средневековой Беларуси в этот период отсутствовали. Страна жила по «Русской Правде».

А в «Русской Правде» вообще нет прямых упоминаний о земельной собственности. Древнерусский и средневековый белорусский закон требовал лишь соблюдения межевых знаков. Эта правовая позиция продержалась довольно долго.

В Уставной грамоте Великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле (1397 год) сказано:

«А другъ у друга межу ​переоретъ​ или перекосить на ​одиномъ​ полѣ, вины боранъ; а ​межы​ ​селъ​ межа ​тритцать​ ​бѣлъ​; а ​княжа​ межа три сороки ​бѣлъ​; а ​вязбы​ въ томъ ​нѣтъ»​.

Что мы тут с вами видим? А видим мы, что земля могла принадлежать и конкретному землевладельцу/земледельцу, и целому селу, и, наконец, князю. По «Русской Правде» это статья 34 (иногда 33), которая текстуально почти дословно совпадает с вышеупомянутым текстом:

«А иже межꙋ ​переѻрѣть​ любо ​перетесъ​, то за ѻбидꙋ 12 гривенъ».

Теперь, когда мы с правом на землю разобрались, перейдём к тому, что эта земля родила. Что ели простые средневековые белорусы, составлявшие 98% тогдашнего населения этой части Великого княжества Литовского?

Картошки и помидоров ещё нет, селёдки нет, кукурузы нет. Да что там говорить, пшеничного хлеба — и того нет.

Итак, перечислим съедобные растения, имевшиеся тогда в наличии у обычного средневекового белоруса. У белоруса было поле для выращивания злаков. Какие же злаки росли тогда на белорусской земле?

Во-первых, рожь. Во-вторых, полба (это такая немного недопшеница). Ещё ячмень, овёс, просо, горох, ну, бобовые, в общем, чечевица, вот это вот всё. Ещё гречка, но это под большим вопросом.

Кроме того средневековый белорус имел огород, где корячились, как и теперь, исключительно средневековые белорусские бабы. Там они могли выращивать репу, капусту, лук, чеснок, редьку (по огурцам тоже большой вопрос, они появятся зело попозже). Свекла и морковь войдут в рацион средневековых белорусов также значительно позднее XIV-XV веков. Разумеется, никак нельзя изымать из списка еды средневекового белоруса грибы, дикие лесные ягоды, щавель, крапиву и прочую лебеду. Этот кладезь дикой дармовой зелени спасал средневековых белорусов от прелестей цинги и весеннего авитаминоза.

Что у нас ещё остаётся? Ах, мёд? Ну, конечно. Мёд на столе средневекового белоруса был редкостью. Мёду-то было много, но все борти тоже стояли на учёте у князя. Мёд являлся одной из главных единиц податного обложения, поэтому ели/пили его средневековые белорусы отнюдь не вдоволь. Весь заготовленный мёд уходил на оплату налогов. Вообще в Средневековой Беларуси мёд был одним из самых дорогих товаров, на рынках Новгорода и Риги он шёл в 8-10 раз дороже соли. Литовская знать считала потребление мёда признаком самого высокого статуса. Простолюдинам, как и гласит поговорка, «по усам текло, да в рот не попадало».

Схожая ситуация была и с мясом. С тех пор, как древние белорусы отказались от охоты в пользу хлебопашества, мяса вдоволь они уже больше не ели никогда, вплоть до времён Леонида Ильича Брежнева.

Не следует думать, что средневековый белорус добывал белковую (мясную) прибавку к столу исключительно в лесу, охотой и рыбалкой. Как я упоминал ранее, охота в Великом княжестве Литовском быстро стала привилегией богатых. Леса и пущи брались под охрану, а рыбные ловли ставились на учёт княжескими уполномоченными.

Да и вообще, в условиях натурального сельского хозяйства каждая пара рабочих рук ценилась дорого; у средневекового белоруса, жившего «от земли», просто не было свободного времени, чтобы пропадать на охоте с неизвестным, по факту, результатом. От рассвета до заката каждая средневековая белорусская семья стояла раком на своих делянках, пытаясь обеспечить себя прокормом на зиму. Не забывайте, что полным ходом шёл Малый ледниковый период.

В хозяйстве средневекового белоруса имелся определённый набор скотины по умолчанию: лошадь, вол, коровы, овцы, козы, свиньи. Количество скота, конечно, могло быть различным. Имелась домашняя птица, по преимуществу куры-яйценоски, а при наличии водоёма — гуси и прочие утки. Скота старались держать столько, сколько могли прокормить зимой.

Тогдашние средневековые белорусские лошади были слабы, малорослы и неразвиты. Позже литовская кавалерия станет использовать лошадей, полученных в результате скрещивания с более мощными породами с Украины.

Крестьянских же коней ждала судьба грустная. Лошадь-двухлетку уже ставили запрягать в телегу, а трехлетняя лошадь, и старше, из хомута вообще не вылезала, пока не околевала от старости. Кстати, телёнка трёхлетнего возраста тоже запрягали в борону, а на четвёртом году — в соху. Так что вспашка на коровах не считалась чем-то удивительным. Волов использовали, по большей части, в коренной Литве, и в землях Новогрудчины.

Обычная пища средневекового белоруса состояла из ржаного хлеба, часто с примесью ячменя, и всегда — с мякиной. Серые щи из кислой капусты, заправленные овсяной или ячменной крупой, позже появится и бурачный борщ. Из круп делали также кашицу — похлёбку, приправленную луком. Конечно, известная нам по белорусской классике затирка. Ещё был овсяный кисель, его называли жур, и был он постным, как средневековый белорусский лапоть. Ещё готовили еду из гороха, чечевицы, репы и редьки. Всё это запекали и в пироги. Еда заправлялась салом, разумеется, когда оно было. Сыров средневековые белорусы не знали, в ходу был творог, кислое молоко; на обмен сбивали масло, обрат шёл на выпойку телят, а иногда и на кормление детей-малолеток.

Конечно, была редька с квасом, каши из репы и тому подобные радости веганов. Из сушёных лесных плодов делали взвары разных видов, травы шли и на различные лечебно-оздоровительные настои. У средневековых белорусов ЧАЯ НЕ БЫЛО! Запомните это. Пиво варили, кто умел. Позже, однако, право на варку пива и водки перешло исключительно к литовскому боярству, а потом к шляхте.

Жареной пищи почти не ели, редко на столе появлялся жареный гусь или поросёнок. Про килбасы и копчёности средневековый белорус знал только по рассказам предков. Разве что иногда ел их на Пасху или на Святки с Рождеством. Блины на Масленицу тоже были не чужие для средневекового белоруса.

Ну, и не надо забывать, что в православном календаре 200 (ДВЕСТИ!) постных дней. Пост соблюдался невероятно строго, нам, можно сказать, и не снилось. Прямо скажу, на мясо у средневековых белорусов оставалось не так уж много времени.

Так что еда у подавляющего большинства средневековых белорусов была очень здоровая, грубая и неприхотливая, то есть совершенно безвкусная. Всё, что хозяйство давало ценного в смысле пожрать (в нашем современном понимании), всё это шло либо в уплату даней князю/боярину/местному державце, либо на товарный обмен с соседями-ремесленниками и горожанами во время ярмарочных торгов.

(последует)