X

Политическия и военныя разсуждения о предстоящей войне между Россиею и Франциею

§ 1.

Важность предстоящей войны между Россиею и Франциею.

Предстоящая война между Россиею и Франциею должна быть весьма важна в своих последствиях. Она не может равняться с тремя предшедшими войнами, ибо в прочия войны, даже и последнюю, Россия действовала как вспомогательная другим Держава; теперь должна она вести войну за целость своих владений и собственную свою независимость. Наполеон готовит России пределы, бывшие до Петра Великаго; но и России предстоит слава: уничтожить его властолюбие, возстановить свободу Европейских народов и внести в летописи свою другую Полтавскую битву.

§ 2.

Причины сей войны.

С самого заключения Тильзитскаго мира Наполеон непрестанно стеснял сношения России с другими народами, коих порабощал своему владычеству один за другим.

Владения близкаго по родству Императору Российскому Государя учинились добычею алчнаго Наполеонова властолюбия.

Продолжающаяся война с Турками и Персианами есть плод коварной его политики дабы обезсилить Россию и отклонять ея внимание на собственныя его дела.

Россия в состоянии, в котором она находится, не может благоденствовать без внешней торговли. Непредвидимыя обстоятельства последней с французами войны вовлекли Россию приступить к нынешней системе твердой земли, совершенно противной ея пользам и уничтожившей ея торговлю.

Император Российской, чувствуя свое собственное и народа ему преданнаго достоинство, истощил все меры терпения к сохранению дружбы с Франциею.

Предстоящая война есть общее желание народа терпеливаго, храбраго, твердаго и преданнаго Вере, Государю и отечеству, коему мир с Франциею соделался тягостнее самой войны.

§ 3.

Способы, употребляемые Наполеоном для понуждения народов к поднятию оружия.

Единому ослеплению свойственно предполагать, что намерения Наполеона клонятся к благоденствию Европейских народов и общей свободе морей для их промышленности. Так гласят Тюллерийские манифесты, но дела и намерения Наполеона обнаруживают противное. Здесь алчное его честолюбие снимает завесу с хитрой его политики и выказывает наблюдателю виды, клонящиеся единственно к порабощению твердой земли Европы под одни законы и одну волю.

Не столько страшен Наполеон в самой войне, сколько посреди мира. Народам, вступающим с ним в союзы, перо его опаснее самого меча. Едва заключит с народом мир, то уже и готовит ему в кабинете своем оковы и, до объявления войны, потрясает его основание мерами, в коих он превосходен, разстраивает пружины государственнаго управления, посеевает в оном раздор, а в областях дух мятежа и неудовольствия. Приведя в подобное положение Державу, старается потом другими тайными мерами дать чувствовать народу тягость его положения, понуждает вооружаться, и сею адскою политикою Наполеон имеет при самом начале войны важную выгоду; то есть: не быть в глазах ослепленных французов начинщиком войны, а для счастливаго в оной успеха самыя важныя ожидания.

§ 4.

Имеет ли Россия надежных союзников и на кого должна она наиболее полагаться?

Свежие примеры доказывают, что ни одна коалиция против Наполеона не была успешна. Каждая представляла огромную массу сил, готовую все опровергнуть: но разность образа мыслей Государей, ее составлявших; страсти Министров, ею руководствовавших; отдаление от цели, первоначально предначертанной; несогласие Главнокомандующих войсками и недоверчивость Государей поручить управлять ходом Коалиции одному были причинами, что умный и предприимчивый неприятель бил по частям народы, ее составлявшие, и торжествовал над нею.

Союзниками России могут быть Швеция и Англия. Против Швеции должны мы быть осторожны, разве правительство совершенно переуверено в искреннем расположении к нам Наследняго принца. Англия доставит нам, конечно, деньги, но ежели она подобно 1807 года будет медлить с своим флотом и десантом, то помощь ея ничтожна.

Итак, Россия в готовящейся борьбе сей должна возлагать всю свою надежду на собственныя свои силы и прибегнуть к средствам необыкновенным, кои обрящет в твердости своего Государя и преданности ему народа, который должно вооружить и настроить, как в Гишпании, с помощью Духовенства. Можно быть уверенным, что Россиане сделают все пожертвования при твердости правительства продолжать войну, переносить неудачи, но токмо не заключать мира, который даст Наполеону право вновь утеснять нас и порабощать другие народы.

§ 5.

Силы, собранныя Наполеоном для предстоящей войны с Россиею.

По всем сведениям, которыя военное Министерство имеет, можно утвердительно сказать, что никогда Наполеон не предпринимал столь чрезвычайных мер к вооружению и не собирал столь многочисленных сил, как для предстоящей войны с Россиею.

Они простираются до 450 тысяч, включая в сие число войска Рейнского союза, Италианские, Прусские, Швейцарские, Гишпанские и Португальские. В сем грозном ополчении числится 42 тысячи конницы и до 500 орудий, и в исходе сего уже месяца будет оно сосредоточено в Варшавском Герцогстве и старой Пруссии.

§ 6.

Силы, которыя противуставляет Наполеону Россия.

Россия в начале сей войны не может более поставить против Наполеона как 130 тысяч пехоты, 30 тысяч регулярной каваллерии, 15 тысяч козаков и 800 орудий — всего 200 тысяч человек.

Примечание. Великие меры должны быть предприняты для окончательного сформирования трех обсервационных назначенных уже армий, которыя вероятно к концу только кампании могут быть готовы.

Чуйкевич П. А.  Патриотические мысли или политические и военные рассуждения о предстоящей войне между Россией и Францией и предложение средств воздвигнуть в Германии Инсурекцию посредством вооруженной Експедиции // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1996. Т. VII.