Фитнес-реклама обещает нам ошеломляющие результаты: накачанный зад, широкие плечи, выпуклые бицепсы. Инновации в области питания также активно используют кликбейт, привлекая внимание к новому «суперпродукту» — средству достижения лучшего здоровья. Но, как ни странно, одна из вещей, которая делает нас здоровее, умнее, и приносит больше эмпатии, как правило игнорируется. Название этой вещи — чтение.
Чтение, конечно, требует терпения, усердия и решительности. Сканирование заголовков и ретвиты шуток не приведет к большому прогрессу в познании. Подобное сладкое ничто опасно, как литературный эквивалент сахарной зависимости. Информация длиннее 140 символов кажется скучной. Созерцание через повествование предлагает другую историю.
Это особенно важно в эпоху смартфонов когда четверть американских детей не учится читать. Это не только ставит под угрозу их социальное и интеллектуальное развитие, но и ограничивает их мышление на всю жизнь. В одном из исследований, проведенных в 2009 году, в котором приняли участие 72 детей в возрасте от восьми до десяти лет, было обнаружено, что чтение создает в мозге новое белое вещество, что улучшает общесистемную коммуникацию.
Белое вещество переносит информацию между областями серого вещества, где обрабатывается любая информация. Мало того, что чтение увеличивает количество белого вещества, оно помогает обрабатывать информацию более эффективно.
Чтение на одном языке имеет огромные преимущества. Если добавить к нему иностранный язык, вы не только улучшите навыки общения и сможете разговаривать с большим количеством людей, в результате целые области вашего мозга занимаются пространственной навигацией и масштабно изучают новую информацию. Изучение нового языка также улучшает вашу общую память.
В одном из самых увлекательных аспектов нейронауки язык затрагивает области вашего мозга, связанные с действиями, о которых вы читаете. Например, когда вы читаете о «мыле» и «лаванде», активируются части вашего мозга, отвечающие за восприятие запаха. Эти области молчат, когда вы читаете слово «стул». Что, если я напишу «кожаное кресло?», Ваша сенсорная кора просто вспыхнет.
Продолжая тему из вступительного параграфа, давайте обсудим приседания как пользу для крепкого зада. Представьте биомеханику, необходимую для приседания. Спортсмены уже давно отточили до совершенства свои движения — прыжки Серены Уильямс; удары ногами Коннора МакГрегора; рывки Усэйна Болта — для достижения лучшего мастерства при движении. Это потому, что их мозги практикуют это. То есть, они практикуют методы визуализации.
Жесткие ягодицы — это важная штука. Но чтение — отличный способ практиковать человеческое бытие. Помимо спринтов и ударов, как насчет чего-то более примитивного и необходимого в обществе, например эмпатии? Когда вы погружаетесь глубже в глупости Кролика Ангстрема или Джейсона Тейлора, достигшего совершеннолетия, вы не только ощущаете их боль и радость. Вы на самом деле переживаете это.
В одном отношении романы выходят за рамки симуляции реальности, чтобы дать читателям незабываемый опыт со страницы: возможность полностью войти в мысли и чувства других людей.
Это имеет глубокие последствия для того, как мы взаимодействуем с другими. Когда вы встретите 13-летнего подростка, вы, скорее всего, не будете думать: «Ну, Дэвид Митчелл написал о такой ситуации, и поэтому я должен вести себя так», но вы могли бы использовать знания о том, как подростки понимают жизнь и продемонстрировать более тонкое понимание того, как правильно реагировать.
Возможно, вы даже передумаете троллить кого-то в Интернете относительно их политических взглядов, помня, что независимо от того, насколько грубые и бесчеловечные слова появляются на экране, там, за клавиатурой, сидит живой человек и высказывает свои мысли. Я не против споров и дискуссий, но если вы хотите оставаться человечным, следует рассуждать разумно.
Потому что чтение действительно делает нас более умными. Исследования показывают, что чтение не только увеличивает подвижность ума, но и развивает эмоциональный интеллект. Вы принимаете более разумные решения о себе и окружающих.
Все эти преимущества требуют фактологического чтения, что приводит к формированию философии, а не регургитации в повестке дня, столь распространенной в репостах и онлайн-троллинге. Признание намерений другого человека также играет определенную роль в построении идеологии. Романы особенно хорошо подходят для этой задачи. Исследование 2011 года, опубликованное в Annual Review of Psychology, обнаружило совпадение в областях мозга, используемых для понимания историй и сетей, посвященных взаимодействию с другими.
Романы потребляют время и внимание. Хотя преимущества стоят того, чтение даже более короткой прозы приводит к глубоким неврологическим эффектам. Поэзия вызывает сильные эмоциональные реакции у читателей и, как показывает одно исследование, слушателей. Показатели сердечных сокращений, мимика и «движение их кожи и волосков рук» изменялись, когда участники слышали стихи. Сорок процентов слушателей ощущали холодок на коже, такой же, как во время просмотра хороших фильмов и прослушивания музыки. А вот что творилось внутри их черепных коробок:
Некоторые неврологические реакции уникальны для поэзии: сканирование, проведенное во время исследования, показало, что прослушивание стихотворений активирует части мозга участников, которые, как показали другие исследования, не активируются при прослушивании музыки или просмотре фильмов.
Эти реакции в основном происходили рядом с заключением строфы и особенно в конце стихотворения. Это хорошо вписывается в нашу неотъемлемую потребность в повествовании: при отсутствии вывода наш мозг автоматически создает тот, который, конечно же, приводит к большому количеству горя и страданий, когда наши размышления оказываются ложными. Вместо этого мы должны обратиться к большой поэзии:
Существует нечто фундаментальное в поэтической форме, которая подразумевает, создает и внушает удовольствие.
Существует разница между чтением стихов Амири Бараки или трилогии Маргарет Этвуд. Исследования в Стэнфорде показали неврологическую разницу между чтением для удовольствия и сосредоточенным чтением, как будто для теста. Кровь поступает в разные нервные области в зависимости от вида чтения. Исследователи надеются, что это может послужить ключом к развитию методов когнитивной подготовки.
У меня есть яркие воспоминания о моих отношениях с чтением: вот я пытаюсь написать свою первую книгу (Истории Страшного Монстра) в возрасте пяти лет; вот создаю макет газеты после стрельбы в метро Бернарда Гетца когда мне было девять — моя мать тогда ругала меня за «размышление о таких вещах»; сижу в подвале моего дома в пригороде Джерси в один уик-энд утром, решив прочитать всего «Чарли и шоколадную фабрику», что я и сделал.
Чтение — это как любое умение. Вы должны практиковать его регулярно и постоянно. Хоть я так никогда и не закончил (хотя, действительно много раз начинал) «Истории Страшного Монстра», я написал девять книг и еще тысячу прочёл походу. Хотя трудно сказать наверняка, что чтение сделало меня умнее или лучше, мне нравится думать, что это так.
Я знаю, что жизнь будет казаться немного менее значимой, если мы не будем делиться историями друг с другом. Хотя существуют многие средства для передачи повествований в пространстве и во времени, я не нашел ничего более приятного, чем распахнуть новую книгу и заблудиться в ней. Что-то глубокое всегда обнаруживается на этом пути.
Дерек живёт в Лос-Анджелесе и является автором книги «Цельное Движение: тренировка вашего мозга и тела для оптимального здоровья». Сейчас он работает над новой книгой о спиритуальном консьюмеризме.