В России сравнительно низкий уровень доверия – 42% граждан относятся к окружающим настороженно. Однако это не мешает высокой включенности населения в различные социальные сети: часты контакты с друзьями и родственниками, все активнее общение онлайн, в трудной ситуации большинство уверено, что не останется с проблемой один на один. Яна Рощина и Екатерина Куфлина выяснили это в исследовании «Дифференциация социального капитала россиян и ее факторы».
Открытость осторожных
Социальный капитал — связи между людьми, зависящие в том числе от норм поведения и доверия. Низкий уровень последнего в России выявил опрос RLMS-HSE 2016 года. Чуть больше 42% жителей РФ старше 14 лет посчитали, что в общении всегда нужно быть осторожным, 41% полагают, что доверие ситуативно, и лишь около 17% готовы доверять большинству.
Уровень доверия зависит от возраста, образования, пола, места жительства. С возрастом и ростом образованности он падает. Среди молодежи до 25 лет доверяющих большинству 21%, в группе 41–60 лет — 15,5%, а 61+ — 15,4%.
С точки зрения образования самая высокая доля доверяющих (около 21%) в среде школьников 10–11 классов. Окончившие вуз осмотрительнее: 15%.
Женщины и селяне менее доверчивы. Первые по сравнению с мужчинами, вторые — с горожанами. При этом женщины и жители сел, занятые на рынке труда, более других доверяют коллегам по работе, а горожане — руководству своих предприятий.
Близкие рядом
У абсолютного большинства россиян есть родственники, живущие отдельно. Общение с ними не редкость. Около трети (29%) встречаются, переписываются по электронной почте, разговаривают по телефону или Скайпу практически ежедневно. Почти столько же — несколько раз в неделю. Чуть меньше (23,5%) — несколько раз в месяц.
Похожая частота общения с друзьями: около четверти населения видится/переписывается/созванивается с ними каждый день, 29% — несколько раз в неделю.
Чаще других с друзьями контактирует молодежь. Свыше половины (53%) тех, кому меньше 25 лет, отмечают, что делают это почти каждый день. Среди молодых и самая высокая доля имеющих большое (от 11 человек) число близких друзей.
Около 30% россиян сообщили, что у них один-два близких друга, и довольно много (21%) заявили, что друзей нет совсем. О последнем главным образом говорит старшее поколение (61+) — друзья отсутствуют у трети из них.
К кому пойти за помощью
В 2016 году в анкету RLMS‑HSE были включены вопросы об ожидании помощи в трудной ситуации (купить лекарство, получить совет, одолжить денег).
Выяснилось, что обращаться, прежде всего, готовы к семье, родственникам и близким друзьям. При этом обнаружены значительные различия между демографическими группами:
Большую поддержку позволяет получить высокий уровень образования. Для сельских жителей значимее помощь родственников и соседей. Для горожан — близких друзей и коллег.
С религией и без
Важная составляющая социума — религиозная жизнь. Насколько жители РФ включены в нее, показали ответы на вопросы о частоте посещения церкви и ощущении поддержки со стороны других верующих.
Степень включенности оказалась невелика — достаточно активно (несколько раз в месяц) на религиозных мероприятиях бывают лишь 6% россиян.
Дружбу и поддержку в религии большинство (60%) не находит. А в числе тех, кто получает и то и другое (31,5%), чаще встречаются пожилые, женщины, люди с образованием 8–9/10–11 классов школы и жители городов.
В онлайне
Отдельный аспект взаимодействия — социальные сети в интернете («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook и другие). По данным 2016 года, 43% взрослого населения России общаются в них 2–5 лет, 33% — 6–9 лет, 13% — 10 и более.
Интересно, что старожилами оказались преимущественно жители сел. Например, свыше 10 лет таким интернет-сервисом пользуются 15% селян и лишь 6% горожан.
Большинство сидит в соцсетях почти каждый день (65%) или один-два раза в неделю (26%). Доля тех, у кого более 500 друзей, мала — 1,7%.
Каждому свой капитал
«Сети онлайн, возможная поддержка в трудной ситуации, контакты с друзьями и родственниками и включенность в жизнь церкви могут быть интерпретированы как разные виды (аспекты) социального капитала», — говорят авторы исследования. Сопоставив с помощью факторного анализазначения 17 переменных, измеряющих уровень доверия, частоту общения и проч., они оценили объем капитала для групп населения по полу, возрасту, образованию и месту жительства: