X

Неман, 1812

С Даву Наполеон повидался в Мариенбурге, когда маршал отбывал в Кенигсберг, чтобы возглавить движение войск. Встреча оказалась прохладной, и причины этого охлаждения заслуживают того, чтобы о них рассказать.

Даву только что осуществлял обширное командование. Помимо необходимости блокировать всё северное побережье, ему была поручена организация армии, и он со всем справился с талантом, каким в то время, не считая Наполеона, обладали только он и маршал Сюше. Под началом Даву постоянно пребывали 300 тысяч человек, и благодаря превосходным офицерским кадрам и неустанным стараниям он превратил их в хорошо обученных новобранцев, отважных и умевших точно маневрировать. Его собственный корпус, состоявший в основном из опытнейших солдат Европы и составлявший теперь пять дивизий, вместе с артиллерией и кавалерией представлял настоящую армию в 90 тысяч человек, и это была самая прекрасная армия в мире. В ней предусмотрели решительно всё в отношении снаряжения, вооружения, пропитания, чтобы дойти до края Европы. Помимо боеприпасов и лагерного снаряжения солдаты 1-го корпуса несли в своих ранцах десятидневный запас продовольствия. Обозы перевозили запас провианта еще на две недели, и хотя у 1-го корпуса отобрали часть транспортных средств для Императорской гвардии, предусмотрительный маршал немедленно нашел им замену. Стада быков, вверенные специально обученным солдатам, следовали за полками, представляя собой передвижной мясной склад. Так маршал Даву организовал свой армейский корпус. Кроме того, он собрал для армии в 600 тысяч человек колоссальное снаряжение, состоявшее из 1800 орудий, рассчитанных на две кампании, шести понтонных экипажей, двух осадных парков, обширного инженерного парка и огромных складов Данцига, Эльбинга и Браунсберга.

Related Post

Даву совершил эти приготовления, следуя приказаниям Наполеона, но изменяя их при необходимости в соответствии с собственным опытом, местными обстоятельствами и без опасения дополнить или исправить распоряжения своего повелителя. К сожалению, у него был тайный и опасный враг, постоянно находившийся при Наполеоне, генерал-майор Бертье. Бертье не мог утешиться в том, что в 1809 году его обвинили в намерении поставить армию под удар, тогда как заслугу ее спасения приписали Даву. Кроме того, он завидовал талантам маршала, имевшим некоторое сходство с его собственными, ибо грозный боевой генерал Даву мог бы стать и превосходным начальником Главного штаба, если бы был менее резок. По этим-то малодостойным причинам Бертье, ставший с возрастом раздражительным и подозрительным, докладывал Наполеону о малейших неточностях в исполнении Даву императорских приказаний.

Луи Адольф Тьер,  "История Консульства и Империи"

Связанные записи