...Вот и отпели белорусские медиасоловьи дорогому моему сердцу ММВЗ (Минскому мотоциклетно-велосипедному заводу «Мотовело»), отшептала ему китайская велосипедная втулка, отзвенела по конвейеру велосипедная цепь, привезённая откуда-то с берегов далёкой реки Меконг... Вот и всё!
Минский мотовелозавод обанкротился на семьдесят третьем году существования. Если считать банкротство смертью предприятия, то ММВЗ, по белорусским меркам, прожил вполне себе долгую жизнь.
Свой трудовой путь ММВЗ начал с выпуска классического гражданского велосипеда В-16.
Велосипед весил 17 килограммов, кроме ездока брал на багажник ещё 15 кило. Это делало В-16 надёжным спутником колхозника, рабочего, и трудового интеллигента, которые в Минске 1947 года, в общем-то, друг от друга ничем не отличались. На первой модели ведущая звёздочка выпускалась с аббревиатурой МВЗ.
В 1949 году газета «Советская Белоруссия» сообщала: «День Победы коллектив Минского велосипедного завода встречает новой производственной победой. Освоен выпуск первых цветных велосипедов. У новых машин – цветная рама, вилка, детали седла, хромированный обод. Уже выпущено более сотни таких машин».
К 1959 году ММВЗ выпускал новый велосипед каждые 40 секунд. Или 720 велосипедов в смену. Запомните эту цифру!
ММВЗ был заводом полного цикла. Это значит, что в Минске всё делали сами. Из полученного от Госснаба СССР металла, стекла, резины и пр. на заводе варили рамы, клепали вилки, делали втулки, мотоциклетные моторы и коробки передач, электрику, фары, собирали велосипеды и мотоциклы, ещё какой-то мелкий ширпотреб (это уже на закате СССР) и товары народного потребления. Там даже свои литейные цеха были. Перед кончиной Союза на ММВЗ трудилось что-то около 5000 мотовелостроителей.
А потом лафа кончилась. БССР и так-то не была велосипедной республикой. А Республика Беларусь и подавно. ММВЗ начал хиреть. Да и Госснаб кончился. Надо было всё теперь закупать за валюту. И ещё была там одна фишка, о которой сейчас уже мало кто помнит. А я вам расскажу.
В 1999 году ММВЗ пошёл на акционирование. Это было модно тогда. И завод перешёл в собственность кому?
— Влюблённому джигиту, — скажете вы, и будете неправы. Не влюблённому джигиту, а кунакам влюблённого джигита. То есть трудовому коллективу. Рабочие ММВЗ, директорат и конторские все поголовно стали собственниками этого предприятия. Ну, и начали эффективно собственничать.
В итоге к 2005 году на заводе осталась, дай Бог, чтобы половина тружеников. И нахозяйствовали они на тот момент на 2 миллиарда сто пять миллионов рублей долгов по платежам в республиканский и местный бюджеты. И ещё примерно $4,5 миллиона за электроэнергию.
Откуда я всё это так хорошо знаю? Да потому что в то время я руководил «Столичным телевидением», ездил в Минскую мэрию на планёрки, а мои репортёры с этого ММВЗ не вылазили. Рассказывали о критической ситуации. Ситуация и вправду оказалась критическая. И вот сидим мы такие на планёрке в Мингорисполкоме, выходит на трибунку начальник минской милиции и говорит: «Только что ММВЗ начал забастовку. Сейчас они перекрыли Партизанский проспект. Разрешите отбыть?»
Ну, тут планёрка и закончилась. Мэр, Михаил Яковлевич Павлов, ныне покойный, свернул заседание и тоже полетел на Партизанский. А мы разъехались по своим конторам. Apropos, репортёров я понятное дело, туда, на Партизанский отправил, в ту заводскую проходную, из которой рабочий класс вышел права качать.
Надо вам сказать, что к тому времени на ММВЗ работали почти что одни женщины. А женщина-пролетарка, лишившаяся своих цепей, — это крайне опасно. Об этом ещё А.М.Горький нам поведал, в романе «Мать».
И вот, значит, начинаются классовые битвы в белорусской столице. А у нас избирательная кампания грядёт, месяц до начала выборов президента. Идеологи тогда сильно очканули. Пришлось в срочном порядке гасить волну. ММВЗ вернули в собственность государства, работягам выплатили долги по зарплате, и ещё заплатили немного вперёд. А долги завода держава взяла на себя.
Через два года, в 2007 году, объявился лох-инвестор. Нашли нужные ходы, подвели его к президенту, инвестор развёл турусы на колёсах, получил ММВЗ в собственность. Как обычно, инвестора потом посадили на то ли на 12, то ли на 11 годков, завод снова забрали в госсобственность. Вместе с трудовым коллективом общим числом в 300 душ. Ну, то есть, было 5000, осталось 300. Гоголь наш, Николай Васильевич, отдыхает где-то там.
Да, а потом, в эту пятницу, «Мотовело» обанкротилось. Такая инфа.
И вы не забыли, я же вас просил цифру там одну запомнить? (См. выше).
Теперь сравним её с другими цифрами. Есть такой тайваньский (Тайвань — провинция Китая) велосипедный гигант Giant, извините за тавтологию. Вот у него на одном из заводов собирают 5000 велосипедов за смену. Смена длится 9 ½ часов, с 8.00 до 17.30. Это «велики» в так называемой базовой комплектации, потому что вообще моделей у них туева хуча. И даже я когда-то ездил на велосипеде Giant, который купила моя дочка, и он ей после надоел. И вполне комфортно я себя ощущал.
Теперь я вам покажу статистику. В 2016 году в Беларусь завезли 132.000 велосипедов. В 2017 году — уже 246.000 велосипедов. То есть импорт за год удвоился, практически.
Так вот, тайваньские велосипедостроители закрывают потребность Беларуси в велосипедах за 50 дней. А ММВЗ ровно за год до банкротства (в апреле 2017 года) выпускал 2300 велосипедов в месяц (sic!) И на то, чтобы закрыть потребность белорусов в байсиклах, ММВЗ в его нынешнем состоянии требовалось около 10 лет. Так что завод-ветеран и гордость белорусской транспортной индустрии не вписался в рынок, как говорят нынешние белорусские реформаторы.
Впрочем, в Беларуси, особенно в деревенской глубинке, ценят предметы старины и охотно на них катаются. Так что мы ещё не раз встретим белорусского двухколёсного «Аиста» на просёлочных дорогах Родины.
Такой он был, Минский мотовелозавод.