По окончанию спорных и неоднозначных выборов Владимир Путин на шесть лет назад возглавил Кремль. Почему он так популярен в своей стране и каков его план для России?
Татьяна Кастуева-Жан, возглавляющая Российское отделение Французского института международных отношений (IFRI), отвечает на эти вопросы и многие другие в книге, опубликованной изданием Талландье.
На внутреннем треке система Путина — это прежде всего возврат к политической и социальной стабильности по сравнению с «хаосом 1990-х годов». Что касается внешней политики, то конфронтация с Западом снова стала модной в Кремле. Новая международная позиция России рассматривается как месть за «унижения» 1990-х годов, связанные с исчезновением СССР, потерей территорий, расширением НАТО и т. д. «Даже лидеры либеральной оппозиции, такие как Алексей Навальный, не выступают за возвращение Крыма в Украину», — говорит эксперт IFRI.
Однако, по её словам, было бы излишне говорить о возвращении к «холодной войне». Русские остаются первыми претендентами на получение шенгенских виз, они являются активными покупателями недвижимости на Западе и потребляют широкий спектр западных продуктов и услуг. « Россия совсем не пытается разорвать связи с Европой и Соединенными Штатами: это скорее ослабление трансатлантической связи, разногласия между европейскими странами или «всеобъемлющими» политическими силами в них, побуждая их изменить политику, ослабить или снять санкции». Таким образом, информационная война, проводимая Россией против Запада с сильными фальшивыми новостями, является наиболее заметной частью этой стратегии.
Остается увидеть, что нам готовит будущее. По словам Татьяны Кастуевой-Жан, «Путин IV» неизбежно столкнется с дилеммой: продолжить политическую и экономическую систему, сформировавшуюся в течение 18 лет или пытаться ее реформировать , потому что проблемы накапливаются. «Промышленные недостатки, отсутствие инфраструктуры, низкие инвестиции в исследования и разработки, застойные расходы на здравоохранение и образование на фоне демографических проблем не сулят ничего хорошего».
Но требование изменений остается слабым. «Советская эпоха оставила русских с внутренним страхом перед репрессивной машиной государства, конформизмом, перенося его на личную и семейную жизнь». Но есть те, кто считает сложившуюся ситуацию неприемлемой. Татьяна Кастуэва-Жан отмечает в этой связи « значительные волны эмиграции, среди которых фигурируют многие интеллектуалы и предприниматели».
Оригинал: L’echo